Молчание автора: автор и текст, речь и письмо, дискурс и понимание
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-623-631Ключевые слова:
Л.Н. Толстой, автор, творчество, письмо, текст, диалог, разговор, пониманиеАннотация
Проблема автора и творчества является классической не только в филологии, но и в философии и гуманитарных науках, предполагает рассмотрение материализации авторского творчества в текстах культуры (письменных, устных, визуальных). В отечественной литературе этот парадокс был зафиксирован в творчестве Л.Н. Толстого, 195-я годовщина со дня рождения которого отмечается в 2023 году. Л.Н. Толстому приписывают призыв к автору молчать и не писать, но известно и его революционное воззвание «не могу молчать». Современные философы и культурологи пытались решать эту дилемму путём введения концепта «дискурс», более широкого, чем понятия «текст» и «контекст». Однако до сих пор эта парадоксальная позиция «молчащего автора», когда сам текст и дискурс начинают «говорить» вместо автора, остаётся загадкой и интеллектуальной головоломкой. С использованием методов герменевтики и дискурс-анализа получено новое прочтение данной классической проблемы, когда само молчание автора выступает не только в качестве контекста произведения в дискурсе конкретной ситуации и события культуры, но и как авторская позиция, в том числе идеологическая, мировоззренческая и философская.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аверинцев С.С. 1978. Автор. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., С. 28–30.
Аверинцев С.С. 1996. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва: Школа «Языки русской культуры», 448 с.
Аверинцев С.С. 2006. Собрание сочинений. Под ред. Н.П. Аверинцевой и К.Б. Сигова. София-Логос. Словарь. Киев: ДУХ I ЛIТЕРА, 912 с.
Барт Р. 1989. Избранные работы: Семиотика: Поэтика. Москва: «Прогресс», 616 с.
Бахтин М.М. 2000. Проблемы творчества Достоевского (1929). В кн.: М.М. Бахтин. Собрание сочинений. Т. 2. М.: Издательство «Русские словари», С. 5–175.
Бахтин М.М. 1979. Эстетика словесного творчества. Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. Москва: Искусство, 424 с.
Герменевтическая традиция в России. 2019. Герменевтическая традиция в России: актуальные контексты и современные проблемы. Под ред. Б.И. Пружинина, Т.Г. Щедриной. Москва, СПб., Белгород: ЦГИ Принт, 272 с.
Гусев Н.Н. 1928. Два года с Л.Н. Толстым: воспоминания и дневник бывшего секретаря Л.Н. Толстого 1907–1908 г. Москва: Изд. Толстовского музея, 204 с.
Иванов Вяч. Вс. 1976. Очерки по истории семиотики в СССР. Москва, Наука, 303 с.
Мельник Ю.М., Римский В.П. 2014. Время жить и время созерцать… Экзистенциальные смыслы и философское понимание времени в классической европейской культуре: монография. СПб., Алетейя, 184 с.
Римский В.П. 2020. Нам есть ещё что вспомнить… Наука. Искусство. Культура, 2(26): 119-–130.
Римский В.П. и др. 2017. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала; под ред. В.П. Римского. Москва, Канон+ РООИ «Реабилитация», 456 с.
Римский В.П., Римская О.Н. 2020. Сообщества и корпорации в античной философии. Наука. Искусство. Культура, 2(26): 81–91.
Роднянская И.Б. 1978. Автор. Краткая литературная энциклопедия. Т. 9. М., С. 30–34.
Толстой Л.Н. 1956. Полное собрание сочинений. Том 37. Произведения 1906-1910 гг. Москва, Государственное издательство художественной литературы, 493 с.
Толстой Л. Н. 1952. Полное собрание сочинений. Том 57. Дневники и записные книжки 1909. Москва: Государственное издательство «Художественная литература», 428 с.
Толстой Л.Н. 1956а. Полное собрание сочинений. Том 78. Письма 1908. Москва, Государственное издательство «Художественная литература», 448 с.
Фуко М. 1994. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Санкт-Петербург, А-сад, 406 с.
Фуко М. 1996. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Москва, Магистериум; «Касталь», 447 с.
Просмотров аннотации: 70
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.