Парадоксальная идеология народничества в правовой культуре русского интеллигента
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-230-237Ключевые слова:
народничество, идеология, правовая культура, революционный активизм, бунтарство, экстремизм, разночинская интеллигенция, литературоцентризмАннотация
Идеология народничества имеет историческое и актуальное значение в развитии правосознания и правовой культуры российского общества. Авторами выявлены парадоксы не только прошлого, но и настоящего: дореволюционная русская интеллигенция мнила себя носителем культурной и исторической миссии в «деле спасения народа» как органической общности от произвола самодержавия. Современная самозванная либеральная интеллигенция также возомнила себя воплощением «всего светлого и прогрессивного» в отличие от ретроградной власти. Всё это несёт в себе «родимые пятна» парадоксализма народнической идеологии, её «веры в народ» и одновременно удалённость и чуждость этому народу, что воплощалось в литературоцентризме отечественной интеллигенции, рассмотрении реальности сквозь призму дискурсивных нарративов, создающих эту парадоксальную идеологию народничества, которая в превращённых формах жива и в актуальной современности. Всё это накладывало и до сих пор определяет специфику отечественной правовой культуры, в которой преобладают архетипы цивилизационного российского традиционализма, консервативного и метаконституционного, опирающегося на духовно-нравственные идеалы, не на конвенциональные правовые нормы. В работе показано, что осознание и теоретическое осмысление парадоксальности идеологии народничества, влияющей до сих пор на практики правовой культуры, поможет избежать «эксцессов экстремизма» в современной российской политике и культуре.
Скачивания
Библиографические ссылки
Баранов П.П., Шпак А.В. 2004. Сила права: политико-институциональный анализ Ростов н/д: Рост. юрид. ин-т., 144 с.
Белингтон Дж. 2001. Икона и топор. М., Рудомино, 879 с.
Берлин И. 2001. История свободы. М., Новое литературное обозрение, 544 с.
Ильин И.А. 1998. О грядущей России. Джордан Вилл, 366 с.
Леонтьев К. 2000. Поздняя осень России. М., Аграр, 336 с.
Лотман Ю.М. 2002. История и типология русской культуры. СПб., Искусство-СПб, 768 с.
Малинкович В.В. 2008. Век вывихнут… Распалась связь времен. М., Международный инсти-тут гуманитарно-политических исследований, 352 с.
Новая история интеллигенции. Общая и особенная. 2012. М., РГГУ, Центр Социолог, 408 с.
Петражицкий Л.И. 1900. Очерки Философии права. СПб., 450 с.
Русский индивидуализм. 2007. М., Алгоритм, 288 с.
Современный либерализм. 1998. М., Дом интеллектуальной книги, 320 с.
Современный негероизм. 1998. М., Прогресс-Традиция, 248 с.
Соколофф Ж. Бедная держава. 2008. М., Издательский дом ГУ ВШЭ, 882 с.
Тощенко Ж.Т. 2001. Парадоксальный человек. М., Гордарики, 398 с.
Традиции и русская цивилизация. 2006. М., Астрель, 282 с.
Трудолюбов М. 2015. Люди за забором. Власть, собственность и частное пространство в России. М., Новое издательство, 246 с.
Хостинг Дж. 2012. Правители и жертвы. М., Новое литературное обозрение, 344 с.
Хостинг Дж. 2000. Россия: народ и империя. Смоленск, Русич, 510 с.
Федотова В.Г. 2005. Хорошее общество. М., Прогресс-Традиция, 544 с.
Просмотров аннотации: 107
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.