Orthodoxy and Globalism: Modern Transformations of the Family Institution
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-4-779-791Keywords:
family values, orthodox family, globalization processes, transhumanism, intersexual relationsAbstract
The problem of correlation between the Orthodox view of the family institution and the global trends observed today in the sphere of family and marital relations is becoming more and more acute. Globalization processes have made adjustments in interpersonal, intersexual relations, and these adjustments contradict Orthodox philosophy. One of the important components and ideological tools of globalism is transhumanism. To date, despite numerous publications on this topic, the problem of the comparability of the Orthodox perception of the family and the globalization view of the family has not been fully investigated. The purpose of this study is to identify anti-Christian ideas in the perception of the family institution by the ideologues of globalism. The features of transhumanist ideas are revealed: the construction of a new posthuman formation, the creation of superhuman based on the transformation of human nature with the help of science and technology; postgenderism; the rejection of the Orthodox view of the family institution; the elimination of the idea of Christ-God. It is concluded that globalization in general and transhumanism in particular oppose the Orthodox axiological and existential-ontological system and have an anti-Christian orientation. The results obtained will be useful for further research in the futurological sphere, in the field of sociology and philosophy of the family, Orthodox axiology, in identifying the peculiarities and dangers of globalization processes.
Downloads
References
Список источников
Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. 2010. Догматическое Богословие. Курс лекций. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 287 с.
Бостром Н. Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму. Не усугубит ли продление жизни проблему перенаселения? 2002. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/61/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Василий Великий, свт. Правила Василия Великого. 2023. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/3#3_62 (дата обращения: 26 октября 2023).
Васильев П.В. 2003. Религия и сингулярность. URL: http://transhumanism-russia.ru/ content/view/231/94/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Виталий (Уткин), игум. 2014. Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания. Электронная книга. URL: https://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму. URL: https://web.archive.org/web/20110617222618/http://www.humanism.ru/modern.htm (дата обращения: 26 октября 2023).
Ицков Д. Заповеди жизни неочеловека. 2013. URL: http://www.2045.ru/news/31383.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Медведев Д. 2014. Технологии трансгуманизма. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/136/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Нектарий (Антонопулос), митр. 2020. Человек без любви мертв. URL: https://pravoslavie.ru/ 132516.html?ysclid=m08ha19ra6200496638 (дата обращения: 26 октября 2023).
Святейший Патриарх Кирилл. 2022. Глобализм направлен против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5971261.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Сурков Д. 2016. Трансгуманизм – будущее без человека! URL: https://ugraeparhia.ru/ transgumanizm-budushhee-bez-cheloveka/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Четверикова О. 2015. «Россия-2045» и «Детство-2030»: Трансгуманистические проекты инноваторов-неотроцкистов. URL: http://www.raskolu.net/1036-rossiya-2045-i-detstvo-2030-transgumanisticheskie-proekty-innovatorov-neotrockistov.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Швейцария упростила процедуру по смене пола для своих граждан. 2022. РИА Новости. 01.01.2022. Электронная книга. URL: https://ria.ru/20220101/shveytsariya-1766338104.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Щипков В. 2018. После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире // Доклад Русской экспертной школы о вызовах идеологии трансгуманизма. Москва, 20 июня 2018 г. / ред.-сост. В. А. Щипков. М.: Русская экспертная школа. 156 с.
Юсупов А. 2022. От «педосексуалов» до каннибалов: как на Западе «отменяют» традиционные ценности. НТВ. 28.08.2022. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2721225/ (дата обращения: 27 октября 2023).
By Loz Blain. 2022. Womb with a view: EctoLife baby farm eliminates pregnancy and labor. New Atlas. December 12, 2022. URL: https://newatlas.com/medical/ectolife-artifical-womb-facility/ (дата обращения: 27 октября 2023).
Goodbye, mother and father! Now Parent 1 and Parent 2 appear on PC passport form. Daily Mail. 3 October 2011. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2044491/PC-passport-Goodbye-mother-father-Now-Parent-1-2-appear-form.html (дата обращения: 27 октября 2023).
Мax More. 1991. In praise of the Devil. Atheist Notes, 3. URL: http://www.libertarian.co.uk/lapubs/athen/athen003.pdf (дата обращения: 27 октября 2023).
Список литературы
Дергалев С.М., прот. 2018. Что такое трансгуманизм и в чем его опасность? Труды Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) 2018: Статьи, материалы, публикации. По благословению Высокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород, Издательский дом «СКпресс», 8: 15–24.
Ефременко Д.В., Гиряева В.Н., Евсеева Я.В. 2012. NBIC-конвергенция как проблема социально-гуманитарного знания. Epistemology & Philosophy of Science, 32(4): 112–129.
Закирова Т.В., Переселкова З.Ю. 2022. Трансформация института семьи в контексте ценностей либерализма. Вестник Удмуртского Университета, 32, 4: 359–366.
Косарев В.В. 2004. Трансгуманизм и синергетическая философии. Международные чтения по теории, истории и философии культуры (Дифференциация и интеграция мировоззрений). URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/656/110/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Левушкин А.Н. 2018. Применение христианских ценностей в регулировании брачно-супружеских отношений: история и современность. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(1): С. 130–136.
Леонов В., прот. 2023. Основы православной антропологии. М., Сретенский монастырь, 544 с.
Липич, Т.И, Липич, В.В., Борисов, С.Н. 2020. «Семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения» (патриарх Кирилл). В кн. Евангелие в контексте современной культуры: сб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-практич. конференци. Под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева, С.Н. Борисова. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 8–11.
Лопин Р.А. 2020. Традиционные семейные ценности как формула любви к отечеству. В кн.: Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. Сборник научных трудов. По благословению Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия. Вып. Х: 68–75.
Олейникова О.Д. 2001. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре. Философия образования для XXI века, 1: С. 69–79.
Панарин В.И. 2006. Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе. Сибирский учитель, 4(46). URL: https://sibuch.ru/node/65 (дата обращения: 26 октября 2023).
Положенкова Е.Ю., Васильев М.А. 2019. Проблема добра и зла в наше время. Аллея Науки, №1(28). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/77January2019/ PROBLEMA% 20DOBRA%20I%20ZLA%20V%20NAShE%20VREMYa.pdf (дата обращения: 26 октября 2023).
Прайд В.В., Медведев Д.А. 2008. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания. Философские науки, 1: 97–117.
Рудавина Т.А. 2023. Православная аксиология и глобализационные ценности: два полюса духовности. В кн.: Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). По благословению Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия. Вып. XV: 152–161.
Рулиене Л.Н. 2018. Трансформация семьи в условиях цифрового общества. В кн.: Вестник БГУ. 2018: Материалы междунар. научно-практич. конференции «Мир семьи и детства в азиатско-тихоокеанском регионе в условиях кризиса глобализации». Улан-Удэ, Издательский дом БГУ: 71–74.
Таланин В.И. 2016. Русский трансгуманизм. В кн.: В.И. Таланин. Сущность идеологии трансгуманизма: современные информационные технологии. Запорожье, ЗНУ. 128 с.
Тоффлер Э. 1980. Третья волна. URL: http://transhumanism-russia.ru/documents/ books/toffler/third_wave/thirdw17.htm (дата обращения: 26 октября 2023).
Федулова А.Б. 2003. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ. Архангельск, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 255 с.
Ширманова М.Ю. 2017. Единство в благодать (к проблеме оснований объединения глобализирующегося мира. В кн.: Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 6: 140–144.
Шорохова С.П. Трансгуманистические проекты будущего: вечная жизнь или вечная смерть? Вестник Института мировых цивилизаций, 15: 142–158.
Abstract views: 0
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.