Литературно-мифологические архетипы насилия, мира и милосердия в доисламской поэзии и прозе
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2021-46-4-700-708Ключевые слова:
арабо-семитская доисламская мифология, джахилийя, касыда, жанры доисламской арабской поэзии, хутба, шаиры, хатибыАннотация
В рамках реализации поставленной цели рассмотрена проблема реконструкции архетипов насилия, мира и милосердия, которые легли в основу идеологических конструктов религии ислама. Автор статьи ставит задачу извлечь архетипическую основу, растворенную в арабо-семитской (доисламской) мифологии, ставшую частью священных текстов ислама. Проведенный анализ арабо-семитской мифологии, которая отразилась в арабском языческом пантеоне, мифах и легендах, позволил реконструировать литературно-мифологические сюжетные архетипы доисламской арабской поэзии и прозы. Автор приходит к выводу о том, что архетипы насилия, мира и милосердия, сформированные арабской мифологией, нашли свое отражение в доисламской поэзии и прозе, прославлявших племенной патриотизм доисламских аравийских племен и ценности родоплеменного общества. Исламская теология, ориентированная на универсализм религии ислама, восприняла литературно-мифологические архетипы насилия, мира и милосердия доисламской поэзии и прозы и переработала их в соответствии с потребностями новой монотеистической религии, выходящей далеко за рамки этики племенного патриотизма.
Скачивания
Библиографические ссылки
Борисов С. Н. 2013. Феномен насилия в культурно-антропологических практиках и философской антропологии. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 252 с.
Гаффорова У.А. 2015. Особенности арабской средневековой прозы (хитаба) в доисламский период. Ученые записки, 4 (45): 92–96.
Грюнебаум Г.Э. фон 1988. Классический ислам. Очерк истории, 600–1258. М., Наука, 216 с.
Грязневич П. А. 1984. Проблемы изучения истории возникновения ислама. В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М., Наука: 5–18.
Крачковский И.Ю. 1955–1960. Избранные сочинения в 6 т. Т. 2. Арабская средневековая художественная литература (поэзия и проза). М.-Л., Издательство Академии наук СССР, 712 с.
Массе А. 2007. Ислам: Очерк истории. М., Крафт+, 200 с.
Матвеев К.П. 2005. История ислама. М., АСТ: Восток-Запад, 254 с.
Мелетинский Е.М. 1994. О литературных архетипах. М., Российский государственный гуманитарный университет, 136 с.
Мифологический словарь. 1991. Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М., Сов. энцикл., 736 с.
Пиотровский М.Б. 1984. Пророческое движение в Аравии VII в. В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука: 19–27.
Резван Е.А. 1984. Адам и бану адам в Коране (к истории понятий «первочеловек» и «первочеловечество»). В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука: 59–68.
Резван Е.А. 1984. Коран и доисламская культура (проблема методики изучения). В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука: 44–58.
Уотт У.М. 2007. Мухаммад в Медине. М.-СПб., ДИЛЯ, 480 с.
Фильштинский И.М. 1977. Арабская литература в средние века. Т. 1. Словесное искусство арабов в древности и раннем Средневековье. М., Восточная литература, 291 с.
Фильштинский И.М. 1985. История арабской литературы V – начало X века. Отв. ред. Б.Я. Шидфар. М., Главная редакция восточной литературы, 531 с.
Шифман И.Ш. 1984. О некоторых установлениях раннего ислама. В кн.: Ислам. Религия, общество, государство. М., Наука: 36–43.
Юнг К. Г. 1991. Архетип и символ. М., Ренессанс, 304 с.
Peters F. E. 1994. Muhammad and the origins of Islam. New York, State University of New York press, 339 p.
Просмотров аннотации: 159
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2021 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.