Православие и глобализм: современные трансформации института семьи
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-4-779-791Ключевые слова:
семейные ценности, православная семья, глобализационные процессы, трансгуманизм, межполовые отношенияАннотация
Все более остро обозначается проблема соотношения православного взгляда на институт семьи и тех глобальных тенденций, которые наблюдаются сегодня в сфере семейно-брачных отношений. Глобализационные процессы внесли коррективы в межличностные, межполовые отношения, и эти коррективы противоречат православной философии. Одной из важных составляющих и одним из идеологических инструментов глобализма является трансгуманизм. На сегодняшний день, несмотря на многочисленность публикаций по данной тематике, проблема сопоставимости православного восприятия семьи и глобализационного взгляда на семью исследована не до конца. Цель настоящего исследования заключается в выявлении антихристианских идей в восприятии института семьи идеологами глобализма. Выявлены формы реализации трансгуманистических идей: построение новой постчеловеческой формации, создание сверчеловека на основе трансформации человеческой природы с помощью достижений науки и техники; постгендеризм; отказ от православного взгляда на институт семьи; ликвидация идеи Христа-Бога. Сделан вывод о том, что глобализация в целом и трансгуманизм в частности противостоят православной аксиологической и экзистенциально-онтологической системе и имеют антихристианскую направленность. Полученные результаты будут полезны для дальнейших исследований в футурологической сфере, в сфере социологии и философии семьи, православной аксиологии, при выявлении особенностей и опасностей глобализационных процессов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. 2010. Догматическое Богословие. Курс лекций. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 287 с.
Бостром Н. Часто задаваемые вопросы по трансгуманизму. Не усугубит ли продление жизни проблему перенаселения? 2002. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/6/61/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Василий Великий, свт. Правила Василия Великого. 2023. URL: https://azbyka.ru/ otechnik/Vasilij_Velikij/pravila-svyatogo-vasiliya-velikogo-s-tolkovaniyami/3#3_62 (дата обращения: 26 октября 2023).
Васильев П.В. 2003. Религия и сингулярность. URL: http://transhumanism-russia.ru/ content/view/231/94/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Виталий (Уткин), игум. 2014. Вызов трансгуманизма: бесконечный прогресс, ведущий в бездны расчеловечивания. Электронная книга. URL: https://orthoview.ru/vyzov-transgumanizma-beskonechnyj-progress-vedushhij-v-bezdny-raschelovechivaniya/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Гуманистический манифест 2000. Призыв к новому планетарному гуманизму. URL: https://web.archive.org/web/20110617222618/http://www.humanism.ru/modern.htm (дата обращения: 26 октября 2023).
Ицков Д. Заповеди жизни неочеловека. 2013. URL: http://www.2045.ru/news/31383.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Медведев Д. 2014. Технологии трансгуманизма. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/136/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Нектарий (Антонопулос), митр. 2020. Человек без любви мертв. URL: https://pravoslavie.ru/ 132516.html?ysclid=m08ha19ra6200496638 (дата обращения: 26 октября 2023).
Святейший Патриарх Кирилл. 2022. Глобализм направлен против института семьи как прочной структуры, сохраняющей и передающей традицию. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/5971261.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Сурков Д. 2016. Трансгуманизм – будущее без человека! URL: https://ugraeparhia.ru/ transgumanizm-budushhee-bez-cheloveka/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Четверикова О. 2015. «Россия-2045» и «Детство-2030»: Трансгуманистические проекты инноваторов-неотроцкистов. URL: http://www.raskolu.net/1036-rossiya-2045-i-detstvo-2030-transgumanisticheskie-proekty-innovatorov-neotrockistov.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Швейцария упростила процедуру по смене пола для своих граждан. 2022. РИА Новости. 01.01.2022. Электронная книга. URL: https://ria.ru/20220101/shveytsariya-1766338104.html (дата обращения: 26 октября 2023).
Щипков В. 2018. После человека. Идеология и пропаганда трансгуманизма в современном мире // Доклад Русской экспертной школы о вызовах идеологии трансгуманизма. Москва, 20 июня 2018 г. / ред.-сост. В. А. Щипков. М.: Русская экспертная школа. 156 с.
Юсупов А. 2022. От «педосексуалов» до каннибалов: как на Западе «отменяют» традиционные ценности. НТВ. 28.08.2022. URL: https://www.ntv.ru/novosti/2721225/ (дата обращения: 27 октября 2023).
By Loz Blain. 2022. Womb with a view: EctoLife baby farm eliminates pregnancy and labor. New Atlas. December 12, 2022. URL: https://newatlas.com/medical/ectolife-artifical-womb-facility/ (дата обращения: 27 октября 2023).
Goodbye, mother and father! Now Parent 1 and Parent 2 appear on PC passport form. Daily Mail. 3 October 2011. URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article-2044491/PC-passport-Goodbye-mother-father-Now-Parent-1-2-appear-form.html (дата обращения: 27 октября 2023).
Мax More. 1991. In praise of the Devil. Atheist Notes, 3. URL: http://www.libertarian.co.uk/lapubs/athen/athen003.pdf (дата обращения: 27 октября 2023).
Список литературы
Дергалев С.М., прот. 2018. Что такое трансгуманизм и в чем его опасность? Труды Белгородской Духовной семинарии (с миссионерской направленностью) 2018: Статьи, материалы, публикации. По благословению Высокопреосвященнейшего ИОАННА, Митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород, Издательский дом «СКпресс», 8: 15–24.
Ефременко Д.В., Гиряева В.Н., Евсеева Я.В. 2012. NBIC-конвергенция как проблема социально-гуманитарного знания. Epistemology & Philosophy of Science, 32(4): 112–129.
Закирова Т.В., Переселкова З.Ю. 2022. Трансформация института семьи в контексте ценностей либерализма. Вестник Удмуртского Университета, 32, 4: 359–366.
Косарев В.В. 2004. Трансгуманизм и синергетическая философии. Международные чтения по теории, истории и философии культуры (Дифференциация и интеграция мировоззрений). URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/656/110/ (дата обращения: 26 октября 2023).
Левушкин А.Н. 2018. Применение христианских ценностей в регулировании брачно-супружеских отношений: история и современность. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 43(1): С. 130–136.
Леонов В., прот. 2023. Основы православной антропологии. М., Сретенский монастырь, 544 с.
Липич, Т.И, Липич, В.В., Борисов, С.Н. 2020. «Семья – это колыбель, в которой воспитываются дети, в которой оттачиваются человеческие отношения» (патриарх Кирилл). В кн. Евангелие в контексте современной культуры: сб. науч. ст. VIII Междунар. науч.-практич. конференци. Под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева, С.Н. Борисова. Белгород, ИД «Белгород» НИУ «БелГУ»: 8–11.
Лопин Р.А. 2020. Традиционные семейные ценности как формула любви к отечеству. В кн.: Труды Белгородской Православной Духовной семинарии. Сборник научных трудов. По благословению Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия. Вып. Х: 68–75.
Олейникова О.Д. 2001. Образовательные ценности и ценностная инверсия в культуре. Философия образования для XXI века, 1: С. 69–79.
Панарин В.И. 2006. Аксиологические аспекты политики в области образования в трансформирующемся российском обществе. Сибирский учитель, 4(46). URL: https://sibuch.ru/node/65 (дата обращения: 26 октября 2023).
Положенкова Е.Ю., Васильев М.А. 2019. Проблема добра и зла в наше время. Аллея Науки, №1(28). URL: https://alley-science.ru/domains_data/files/77January2019/ PROBLEMA% 20DOBRA%20I%20ZLA%20V%20NAShE%20VREMYa.pdf (дата обращения: 26 октября 2023).
Прайд В.В., Медведев Д.А. 2008. Феномен NBIC-конвергенции: Реальность и ожидания. Философские науки, 1: 97–117.
Рудавина Т.А. 2023. Православная аксиология и глобализационные ценности: два полюса духовности. В кн.: Труды Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью). По благословению Высокопреосвященного Иоанна, митрополита Белгородского и Старооскольского. Белгород: Белгородская и Старооскольская епархия. Вып. XV: 152–161.
Рулиене Л.Н. 2018. Трансформация семьи в условиях цифрового общества. В кн.: Вестник БГУ. 2018: Материалы междунар. научно-практич. конференции «Мир семьи и детства в азиатско-тихоокеанском регионе в условиях кризиса глобализации». Улан-Удэ, Издательский дом БГУ: 71–74.
Таланин В.И. 2016. Русский трансгуманизм. В кн.: В.И. Таланин. Сущность идеологии трансгуманизма: современные информационные технологии. Запорожье, ЗНУ. 128 с.
Тоффлер Э. 1980. Третья волна. URL: http://transhumanism-russia.ru/documents/ books/toffler/third_wave/thirdw17.htm (дата обращения: 26 октября 2023).
Федулова А.Б. 2003. Семья и семейные ценности: философско-аксиологический анализ. Архангельск, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 255 с.
Ширманова М.Ю. 2017. Единство в благодать (к проблеме оснований объединения глобализирующегося мира. В кн.: Евангелие в контексте современной культуры. 1917-2017: Уроки столетия: сборник материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Под ред. Т.И. Липич, С.М. Дергалева. Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 6: 140–144.
Шорохова С.П. Трансгуманистические проекты будущего: вечная жизнь или вечная смерть? Вестник Института мировых цивилизаций, 15: 142–158.
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.