Гендерные и возрастные аспекты цифровой социализации студентов регионального гуманитарного вуза

Авторы

  • Юрий Васильевич Шмарион Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
  • Анастасия Викторовна Землянская Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-483-496

Ключевые слова:

социализация, цифровая социализация, социальные сети, Интернет, виртуальное пространство, студенты, образование, гуманитарный вуз

Аннотация

Рассмотрены проблемы цифровой социализации студентов гуманитарного вуза, которая стохастична по своей природе и реализуется в рискогенной цифрой среде. Большинство параметров этого динамичного процесса недостаточно изучены, что существенно затрудняет его управление. Авторами обосновано выделение гендерных и возрастных аспектов цифровой социализации как важных факторов, определяющих особенности формирования личности современного студента. На основе результатов авторского социологического исследования показано влияние гендерного различия и возрастного аспекта на результаты цифровой социализации личности в период обучения в вузе. Эмпирически подтверждено, что несмотря на в целом стабильный довузовский этап общей и цифровой социализации старшеклассников,
в процессе обучения в вузе уровень социализированности студентов отличается от однородности как в гендерном, так и возрастном аспекте. Установлено, что в условиях вуза цифровая социализация более активно осуществляется у юношей, чем у девушек. Полученные аналитические зависимости, описывающие процесс цифровой социализации студентов
в университете, позволили установить, что социализирующая роль университета в процессе обучения изменяется по схеме «ожидание – разочарование – осознание – реализация». Аналитические зависимости, отражающие динамику процесса цифровой социализации студентов, применимы для прогнозирования процесса цифровой социализации, а также при технологизации этого процесса с целью его управления.

Биографии авторов

Юрий Васильевич Шмарион, Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и управления, Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия.

Анастасия Викторовна Землянская, Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского

преподаватель кафедры социологии и управления, Липецкий государственный педагогический университет  имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, г. Липецк, Россия.

Библиографические ссылки

Абрадова Е.С., Кисловская Е.В. 2018.Молодежь в социальных сетях. Власть, 3: 150–153.

Арон Р. 1993. Этапы развития социологической мысли. Пер. с фр. Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М.: Прогресс: Универс, 606 с.

Гиддингс Ф.Г. 1898. Основания социологии. Пер. с англ. М.В. Лучицкой; Под ред. проф. И.В. Лучицкого. Киев; Харьков, А. Иогансон, 500 с.

Гревцева Г.Я. 2022. Цифровая социализация личности в образовательной среде. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки, 14(1): 40–49. DOI 10.14529/ped220104.

Демин П. Н. 2022. Риски и возможности онлайн-социализации подростков и молодежи. Ценности и смыслы, 79(3): 76–85. DOI 10.24412/2071-6427-2022-3-76-85.

Кандыбович С.Л., Разина Т.В. 2019. Особенности социализации молодежи в условиях современной цифровой среды. Мировые цивилизации, 3: 23–28.

Комаров В. В. 2021.Разработка вероятного психологического портрета пользователя социальной сети. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 20(4): 45–54. DOI 10.20310/1810-231X-2021-20-4(50)-45-54.

Кузнецова Е. А. 2023. Цифровая социализация молодежи. Социология, 3: 59–66.

Леденева В.Ю. 2022. Трансформация ценностных ориентаций студенческой молодежи в условиях цифровой реальности. Вестник Удмурдского университета. Социология. Политология. Международные отношения, 6(3): 295–304. DOI 10.35634/2587-9030-2022-6-3-295-304.

Лига М.Б., Захаров М.А. 2022. Молодежь цифрового общества. Эффективность реализации государственной молодежной политики: опыт регионов и перспективы развития. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Чита: 23–27.

Мартынова М.Д. 2023. Влияние цифровой реальности на состояние ценностного мира студенческой молодежи. ЦИТИСЭ, 3: 251–260. DOI 10.15350/2409-7616.2023.3.21.

Плетнев А.В. 2022.Аномия молодого поколения как фактор изменения образования в условиях цифрового общества. Научное мнение, 9: 27–33. DOI https://doi.org/10.25807/ 22224378_2022_9_27.

Тард Г. 2011. Законы подражания. Москва, Академический проект, 302 с.

Шульга М.М. 2005. Особенности процесса социализации в высшей школе. Вестник Томского государственного университета, 287: 114–120.

Brunck B. 2014. Howard Gardner and Katie Davis: The App Generation: How Today’s Youth Navigate Identity, Intimacy, and Imagination in a Digital World. Journal of Youth and Adolescence, 43: 1404–1407. DOI: https://doi.org/10.1007/s10964-014-0142-7

Dunn R.A., Guadagno R.E. 2012. My avatar and me: gender and personality predictors of avatar-self discrepancy. Computers in Human Behavior, 28(1): 97–108.

Gardner H., Davis K. 2013. The app generation: How today’s youth navigate identity, intimacy, and imagination in a digital world. New Haven, CT: Yale University Press, 242 p.

Staksrud E., Ólafsson K., Livingstone S. 2013. Does the use of social networking sites increase children’s risk of harm? Computers in Human Behavior, 29(1): 40–50.

Stornaiuolo A. 2017. Contexts of Digital Socialization: Studying Adolescents’ Interactions on Social Network Sites. Human Development, 60(5): 233–238. DOI: https://doi.org/10.1159/000480341.


Просмотров аннотации: 59

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Шмарион, Ю. В., & Землянская, А. В. (2023). Гендерные и возрастные аспекты цифровой социализации студентов регионального гуманитарного вуза. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(3), 483-496. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-483-496

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии