Между богословием и философией: авторские полемики вокруг византийской традиции в постсекулярном контексте
исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00400 «Специфика постсекулярного общества в России: религиоведческий анализ».
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-4-593-603Ключевые слова:
византийская философия, рецепция античной философии, авторские полемики, византийское богословие, эллинство и христианство, богословие и философия, постсекулярный контекстАннотация
Кто был последним античным мыслителем, а кто первым византийским философом, и кто был последним представителем этой обширной и многогранной интеллектуальной традиции? Вопрос о природе и специфике философии в Византии решался и обсуждался в отечественной гуманитарной традиции последних лет волнообразно, актуально проявляясь в содержании и сюжетной линии больших публикационных полемик, научных литературных дискуссий и эпистолярных споров. Статья посвящена яркому эпизоду формирования дискуссионного поля вокруг понятия «византийская философия» в связи с циклом публикаций и последующих острых обсуждений авторских пропозиций. Исследовательский ракурс может быть рассмотрен как начало подробного обзора дискуссионного горизонта современного поля исследования византийской философии в России. Особое внимание уделяется критическим позициям, аргументационным практикам и риторическим приёмам, используемыми участниками данной научной дискуссии, которая формируется в постсекулярном контексте религиозных идей и интеллектуальных установок.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аверинцев С.С. 1996. Риторика и истоки европейской литературной традиции. Москва, 448 с.
Византийская философия: философия или богословие? (переписка из трех углов). Участники: Беневич Г.И., Бирюков Д.С., Шуфрин А.М. 2011. Вестник ЛГУ, 2: 25–35.
Виллер Э.А. 2002. Учение о Едином в античности и средневековье. СПб., Алетейя, 668 с.
Кириллов А.А. 1998. Опыт цивилизационной характеристики духовной культуры: Византия. Диссертация кандидата философских наук. Ростов-на-Дону, 134 с.
Кущ Т.В. 2013. На закате империи: интеллектуальная среда поздней Византии. Екатеринбург, Издательство Уральского университета, 454 с.
Лурье В.М. (при участии В. А. Баранова). 2006. История Византийской философии. Формативный период. СПб., Axioma, 553 с.
Лурье В.М. 2005. Богословский синтез VII века: св. Максим Исповедник и его эпоха. В кн.: Византия: общество и церковь. Отв. ред. Малахов С.Н. Армавир, 5–133.
Лурье В.М. 2014. Философия Дионисия Ареопагита: теория значения. Том 3 (1/2). 377–378.
Лурье В.М. 2015. О византийской философии. URL: https://www.youtube.com/watch?v=nlclHgKVQy4 (дата обращения 10.08.2020).
Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. 2007. Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. СПб. Изд-во СПбГУ, 560 с.
Месяц С.В. 2005–2006. К вопросу о «частных сущностях» у Аммония Александрийского по поводу статьи В.М. Лурье «Богословский синтез VII Века: Св. Максим Исповедник и его эпоха». Богословский вестник, 5-6: 670–680.
Месяц С.В. 2009. Suchla B. R. Dionysius Areopagita: Leben Werk Wirkung. Freiburg; Basel; W.: Herder, 2008. 320 р. Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 26: 102–111.
Муравьёв А.Н. 2007. Богословие с ног на голову. Рецензия на книгу игумена Григория (Лурье) «История Византийской философии. Формативный период». Русский журнал. URL: https://credo.press/77268/ (дата обращения 10.08.2020).
Ševčenko Ihor. 1981. Society and Intellectual Life in Late Byzantium London: Variorum Reprints, 374 p.
Matschke K.-P., Tinnefeld F. 2001. Die Gesellschaft im späten Byzanz. Gruppen, Strukturen und Lebensformen. Köln; Weimar; Wien.
Просмотров аннотации: 407
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.