Субкультура кибербездомных: философско-культурологический аспект
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-812-820Ключевые слова:
кибербездомные, социальный, сообщество, цифровые технологии, идентичность, виртуальный, пространствоАннотация
Субкультура кибербездомных представляет собой новую форму самоидентификации личности, отличную от традиционных представлений о месте человека в социуме, которая возникает в «цифровом мире». В последние годы наблюдается увеличение числа людей, которые выбирают жизнь без привязки к определенному месту благодаря использованию современных технологий, что порождает проблемы, привлекающие внимание ученых. В связи с этим автором впервые предпринята попытка рассмотреть субкультуру кибербездомных с философско-культурологической точки зрения. В работе на основе анализа научных трудов, описаны предпосылки возникновения, а также последствия развития данного явления; актуализирован ряд философских вопросов о природе идентичности, сообщества и личностной субъектности в цифровую эпоху. Сделан вывод о том, что возникновение субкультуры кибербездомных является поводом глубже задуматься о том, как технологии формируют нашу жизнь и наше понимание самих себя. Исследование ставит вопросы, требующие дальнейшего изучения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Батлер Д. 2014. Тела имеют значение. М., Ad Marginem, 400 с.
Бодрийяр Ж. 2019. Симулякры и симуляция. М., Логос, 264 с.
Болескина Е.Л. 2000. Потребители игровой компьютерной культуры. Социс, 9: 80–87.
Голобоков А.С., Шалапута С.А. 2016. Отечественные и зарубежные исследователи о сущности и признаках современных молодежных субкультур. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 8-3: 460–463.
Громов Д.В. 2008. Изучение молодежных субкультур России: современное состояние и проблемы Этнографическое обозрение, 1: 3–7.
Делез Ж. 1998. Различие и повторение. Пер. с фр. Н.Б. Маньковской и Э.П. Юровской. Санкт-Петербург, Петрополис, 384 с.
Жижек С. 1998. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия. Искусство кино, 1-2. URL: https://old.kinoart.ru/archive/1998/01/n1-article25
Клайн Э. 2018. Первому игроку приготовиться. М., АСТ, 450 с.
Левикова С.И., Пилюгина Е.В. 2015. Адекватность положений философии постмодернизма для понимания феноменов общества постмодерна (на примере неформальной молодежной субкультуры). Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 5(1): 1756–1771. DOI: https://doi.org/10.12731/wsd-2015-5.5-1756-1771
Луков В.А. 2002. Особенности молодежных субкультур в России. Социологические исследования, 10: 79–87.
Морозов Е. 2014. Интернет как иллюзия. Обратная сторона сети. М., Corpus, 528 с.
Омельченко Е. 2000. Молодежные культуры и субкультуры = Youth Cultures and Subcultures. М., Ин-т социологии РАН, 261 с.
Римская О.Н. 2016. Субкультуры и субкультурные религии в постсекулярную эпоху. Наука. Искусство. Культура, 2(10): 76–83.
Римская О.Н., Римский В.П. 2010. Методология исследования субкультур в социально-гуманитарных науках. Статья 4. Конфигурации молодежных субкультур в пространстве российского региона. Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право», 20(14): 71–78.
Римский В.П., Римская О.Н. 2012. Современное мифосознание и субкультурные религии. Научные ведомости БелГУ. Серия «Философия. Социология. Право», 8(20): 67–74.
Слотердайк П. 2021. Критика цинического разума. СПб., Издательство Ивана Лимбаха, 800 с.
Спивак Г.Ч. 2012. Глобальное состояние: Доклад о современной гуманитарной науке. М., Институт экспериментальной социологии, 272 с.
Теркл Ш. 2021. Живым голосом. Зачем в цифровую эру говорить и слушать. М., АСТ, Corpus. 560 с.
Фромм Э. 2010. Бегство от свободы. М., Эксмо, 304 с.
Фромм Э. 2018. Искусство любить. М., АСТ, 288 с.
Фуко М. 2019. Надзирать и наказывать. М., Университетская книга. 448 с.
Фукуяма Х. 1995. О доверии: культурные аспекты информационного общества. М., АСТ, 457 с.
Шерри Т. 2013. Жизнь на экране: Идентичность в эпоху интернета. М., Эксмо 432 с.
Просмотров аннотации: 104
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.