Teachers’ Community Consciousness in the Social Space of a Russian Region

Authors

  • Иван Викторович Конев Belgorod National Research University
  • Anastasia A. Kisel Belgorod State National Research University

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-278-289

Keywords:

education, teaching, profession, socio-professional community, socio-professional association, subjectivity

Abstract

The article analyzes the status of teachers in the regional social space based on a community-based approach. The boundaries of using the concepts of "socio-professional community" and "socio-professional association" in relation to teaching are substantiated. The definition of the community consciousness of the teachers in the region is given as a set of ideas consisting in professional self-identification, recognition of common interests and the need for collective actions to declare and protect them. Based on the interpretation of the results of a sociological study conducted in the Belgorod region, the author highlights the characteristic features of the teachers’ community consciousness: the presence of a basic idea of teaching community representation through socio-professional associations; one-dimensionality consisting in exaggerating the role of professional activity as a factor uniting the teaching staff; the belief in the social overload of teachers, and underestimation of the communities’ potential in protecting teachers’ rights and interests.

Downloads

Download data is not yet available.

Author Biographies

Иван Викторович Конев, Belgorod National Research University

Доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород, Россия.

Anastasia A. Kisel, Belgorod State National Research University

Аспирант кафедры социальных технологий и государственной службы, Белгородский государственный национальный исследо-вательский университет, г. Белгород, Россия.
E-mail: Nas_kisel25@mail.ru

References

Список литературы

Амбарова П.А., Г.Е. Зборовский. 2017. Время социальной общности : монография. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 347 с.

Вольчик В.В., Посухова А.Ю. 2017. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей. Terra economicus, 15(2):122–135. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138.

Ильин В.А. 2017. Российский учитель в реформирующемся обществе. Социологические исследования, 3(395): 51–57.

Кислов А.Г., Плотникова Е.В. 2011. Изоляционизм в профессии педагога. Образование и наука, 3(82): 92–100.

Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. 2019. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания. Социологические исследования, 5:14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949-6.

Курбатова М.В., Каган Е.С. 2016. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 8(3):116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136

Леонидова Г.В. 2017. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования. Проблемы развития территории, 6 (92): 7–26.

Маркс К., Энгельс Ф. 1988. Немецкая идеология. М., Политиздат, 589 с.

Осипов А.М. 2018. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований. Социологические исследования, 3: 45–52. DOI: 10.7868/ S0132162518030042.

Полутин С.В., Мананникова Ю.В. 2020. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов. Интеграция образования, 24(1): 75–97 DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.

Поташник М.М. 2020. Противоестественный отбор. Народное образование, 5:7–14.

Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шихова О.Н. 2023. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области). Социологическая наука и социальная практика, 11(4): 248–272. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.11

Социология молодежи : энцикл. словарь. Сост. Ю.А. Зубок и др. 2008. М., Academia, 606 с.

Социология образования : учебник для вузов / под редакцией А. М. Осипова. 2025. 3-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 393 с.

Субъектность в современном обществе: социально-философский аспект : монография под общей редакцией Ю.В. Лоскутова. 2022. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 128 с.

Тённис Ф. 2022. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии. М., Владимир Даль, 452 с.

Титаев К.Д. 2016. Опросы «под давлением»: как проверить качество данных, когда они собираются в закрытой для исследователя институции. В кн.: Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными. Материалы VI международной социологической Грушинской конференции, 16–17 марта 2016 г. М., АО «ВЦИОМ»: 892–895.

Тумалев В.В. 1995. Учительство в ситуации социально-политических перемен. В 5 частях. Ч. 3: Инновационный потенциал современного учительства. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 43 с.

Шаброва Н.И. 2023. Социальная общность родителей учащихся как субъект гражданского общества. Дис. … докт. социол. наук. Нижний Новгород, 524 с.

Шафранов-Куцев Г.Ф. 2016. Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества. Социологические исследования, 9:65–72.

Штомпка П. 2005. Социология. Анализ современного общества. М., Логос, 664 с.

Щепаньский Я. 1969. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, 143 с.

Ядов В.А. 2007. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М., Омега-Л, 567 с.

Standing G. 2011. The Precariat. The New Dangerous Class. New York, Bloomsbury Publishing Plc. 326 p.

Zwerling H.L., Thomason T. 1995. Collective Bargaining and the Determinants of Teachers’ Salaries. Journal of labor research, 16(4): 467–484.

References

Ambarova P.A., G.E. Zborovskij. 2017. Vremya social'noj obshchnosti : monografiya [The Time of social community : a monograph]. Ekaterinburg, Gumanitarnyj universitet, 347 p.

Vol'chik V.V., Posukhova A.YU. 2017. Reformy v sfere obrazovaniya i prekariatizaciya uchitelej [Education reforms and teacher precariatization]. TERRA ECONOMICUS, 15(2):122–135. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138.

Il'in V.A. 2017. Rossijskij uchitel' v reformiruyushchemsya obshchestve [A Russian teacher in a reforming society]. Sociologicheskie issledovaniya, 3(395): 51–57.

Kislov A.G., Plotnikova E.V. 2011. Izolyacionizm v professii pedagoga [Isolationism in the teaching profession]. Obrazovanie i nauka, 3(82):92–100.

Konstantinovskij D.L., Pinskaya M.A., Zvyagincev R.S. 2019. Professional'noe sa-mochuvstvie uchitelej: ot ehntuziazma do vygoraniya [Teachers' professional well-being: from enthusiasm to burnout]. Sociologicheskie issledovaniya, 5: 14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949-6.

Kurbatova M.V., Kagan E.S. 2016. Opportunizm prepodavatelej vuzov kak sposob prisposobleniya k usileniyu vneshnego kontrolya deyatel'nosti [Opportunism of university teachers as a way of adapting to increased external control of activities]. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Zhurnal institucional'nykh issledovanij). 8(3):116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136

Leonidova G.V. 2017. Professional'naya samoidentifikaciya i samochuvstvie uchitelej v usloviyakh prodolzhayushchikhsya reform obrazovaniya [Professional self-identification and well-being of teachers in the context of ongoing educational reforms]. Problemy razvitiya territorii, 6 (92): 7–26.

Marks K., Ehngel's F. 1988. Nemeckaya ideologiya [German ideology]. M., Politizdat, 589 p.

Osipov A.M. 2018. Uchitel'stvo v kontekste sociologii obrazovaniya: teoreticheskie podkhody i prioritety issledovanij [Teaching in the context of the sociology of education: theoretical approaches and research priorities]. Sociologicheskie issledovaniya, 3:45–52. DOI: 10.7868/S0132162518030042.

Polutin S.V., Manannikova YU.V. 2020. Processy byurokratizacii i debyurokratizacii uchitel'skogo truda i ikh vliyanie na kachestvo professional'noj deyatel'nosti pedagogov [The processes of bureaucratization and de-bureaucratization of teaching work and their impact on the quality of professional activity of teachers]. Integraciya obrazovaniya, 24(1): 75–97 DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.

Potashnik M.M. 2020. Protivoestestvennyj otbor [Unnatural selection]. Narodnoe obrazovanie, 5:7–14.

Pryamikova E.V., Shalagina E.V., Shikhova O.N. 2023. Molodye pedagogi mezhdu "ScilloJ" i "KharibdoJ": o professional'nykh deficitakh v sociologicheskom rakurse (na primere Sverdlovskoj oblasti) [Young teachers between "Scylla" and "Charybdis": on professional deficits from a sociological perspective (on the example of the Sverdlovsk region)]. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika, 11(4): 248–272. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.11

Sociologiya molodezhi : ehnciklopedicheskij slovar' [Sociology of Youth : an encyclopedic dictionary]. Sost. Yu.A. Zubok i dr. 2008. M., Academia, 606 p.

Sociologiya obrazovaniya [Sociology of education : a textbook for universities] : uchebnik dlya vuzov / pod redakciej A. M. Osipova. 2025. 3-e izd., pererab. i dop. M., Yurajt, 393 p.

Sub"ektnost' v sovremennom obshchestve: social'no-filosofskij aspect [Subjectivity in modern society:

a socio-philosophical aspect] : monografiya pod obshchej redakciej YU. V. Loskutova. 2022. Perm', Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 128 p.

Tyonnis F. 2022. Obshchestvo i obshchnost'. Osnovnye ponyatiya chistoj sociologii [Society and community. Basic concepts of pure sociology]. M., Vladimir Dal', 452 p.

Titaev K.D. 2016. Oprosy «pod davleniem»: kak proverit' kachestvo dannykh, kogda oni sobirayutsya v zakrytoj dlya issledovatelya institucii ["Under pressure" surveys: how to check the quality of data when it is collected in an institution closed to researchers]. V kn.: Zhizn' issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat' rezul'taty ponyatnymi i poleznymi. Materialy VI mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii, March 16–17, 2016, M., AO «VCIOM»: 892–895.

Tumalev V.V. 1995. Uchitel'stvo v situacii social'no-politicheskikh peremen [Teaching in a situation of socio-political change]. V 5 chastyakh. CH. 3: Innovacionnyj potencial sovremennogo uchitel'stva. SPb., Izdatel'stvo vo Sankt-Peterburgskogo universiteta ehkonomiki i finansov, 43 p.

Shabrova N.I. 2023. Social'naya obshchnost' roditelej uchashchikhsya kak sub"ekt grazh-danskogo obshchestva [The social community of parents of students as a subject of civil society]. Diss….dokt. sociol. nauk. Nizhnij Novgorod, 524 p.

Shafranov-Kucev G.F. 2016. Mesto uchitel'stva v stratifikacionnoj strukture so-vremennogo rossijskogo obshchestva [The place of teaching in the stratification structure of modern Russian society]. Sociologicheskie issledovaniya, 9: 65–72.

Shtompka P. 2005. Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. M., Logos, 664 p.

Shchepan'skij YA. 1969. Ehlementarnye ponyatiya sociologii [Basic concepts of sociology]. M., Progress, 143 p.

Yadov V.A. 2007. Strategiya sociologicheskogo issledovaniya. Opisanie, ob"yasnenie, ponimanie social'noj real'nosti [The strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality]. 3-e izd., ispr. M., Omega-L, 567 p.

Standing G. 2011. The Precariat. The New Dangerous Class. New York, Bloomsbury Publishing Plc. 326 p.

Zwerling H.L., Thomason T. 1995. Collective Bargaining and the Determinants of Teachers’ Salaries. Journal of labor research, 16(4):467–484.


Abstract views: 3

Share

Published

2025-06-30

How to Cite

Конев, И. В., & Kisel, A. A. (2025). Teachers’ Community Consciousness in the Social Space of a Russian Region. NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law, 50(2), 278-289. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-278-289

Issue

Section

Sociology, social structures and processes, social technologies