Общностное сознание учительства в социальном пространстве российского региона
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-278-289Ключевые слова:
образование, учительство, профессия, социально-профессиональная общность, социально-профессиональное сообщество, субъектностьАннотация
На основе общностного подхода анализируется статус учительства в региональном социальном пространстве. В работе обоснованы границы использования применительно к учительству понятий «социально-профессиональная общность» и «социально-профессиональное сообщество»; дано определение общностного сознания учительства в регионе как комплекса представлений, заключающихся в профессиональной самоидентификации, признании наличия общих интересов и необходимости коллективных действий для их декларации и защиты. На основе интерпретации результатов социологического исследования, проведенного автором в Белгородской области, выделены характерные черты общностного сознания учительства: наличие базового представления о репрезентации учительской общности через социально-профессиональные сообщества; одномерность, заключающаяся в преувеличении роли профессиональной деятельности как объединяющего педагогических работников фактора; убеждение в социальной перегруженности учителей и недооценка возможностей сообществ для защиты прав и интересов педагогов.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Амбарова П.А., Г.Е. Зборовский. 2017. Время социальной общности : монография. Екатеринбург, Гуманитарный университет, 347 с.
Вольчик В.В., Посухова А.Ю. 2017. Реформы в сфере образования и прекариатизация учителей. Terra economicus, 15(2):122–135. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138.
Ильин В.А. 2017. Российский учитель в реформирующемся обществе. Социологические исследования, 3(395): 51–57.
Кислов А.Г., Плотникова Е.В. 2011. Изоляционизм в профессии педагога. Образование и наука, 3(82): 92–100.
Константиновский Д.Л., Пинская М.А., Звягинцев Р.С. 2019. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания. Социологические исследования, 5:14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949-6.
Курбатова М.В., Каган Е.С. 2016. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). 8(3):116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136
Леонидова Г.В. 2017. Профессиональная самоидентификация и самочувствие учителей в условиях продолжающихся реформ образования. Проблемы развития территории, 6 (92): 7–26.
Маркс К., Энгельс Ф. 1988. Немецкая идеология. М., Политиздат, 589 с.
Осипов А.М. 2018. Учительство в контексте социологии образования: теоретические подходы и приоритеты исследований. Социологические исследования, 3: 45–52. DOI: 10.7868/ S0132162518030042.
Полутин С.В., Мананникова Ю.В. 2020. Процессы бюрократизации и дебюрократизации учительского труда и их влияние на качество профессиональной деятельности педагогов. Интеграция образования, 24(1): 75–97 DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.
Поташник М.М. 2020. Противоестественный отбор. Народное образование, 5:7–14.
Прямикова Е.В., Шалагина Е.В., Шихова О.Н. 2023. Молодые педагоги между «Сциллой» и «Харибдой»: о профессиональных дефицитах в социологическом ракурсе (на примере Свердловской области). Социологическая наука и социальная практика, 11(4): 248–272. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.11
Социология молодежи : энцикл. словарь. Сост. Ю.А. Зубок и др. 2008. М., Academia, 606 с.
Социология образования : учебник для вузов / под редакцией А. М. Осипова. 2025. 3-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 393 с.
Субъектность в современном обществе: социально-философский аспект : монография под общей редакцией Ю.В. Лоскутова. 2022. Пермь, Пермский государственный национальный исследовательский университет, 128 с.
Тённис Ф. 2022. Общество и общность. Основные понятия чистой социологии. М., Владимир Даль, 452 с.
Титаев К.Д. 2016. Опросы «под давлением»: как проверить качество данных, когда они собираются в закрытой для исследователя институции. В кн.: Жизнь исследования после исследования: как сделать результаты понятными и полезными. Материалы VI международной социологической Грушинской конференции, 16–17 марта 2016 г. М., АО «ВЦИОМ»: 892–895.
Тумалев В.В. 1995. Учительство в ситуации социально-политических перемен. В 5 частях. Ч. 3: Инновационный потенциал современного учительства. СПб., Издательство Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 43 с.
Шаброва Н.И. 2023. Социальная общность родителей учащихся как субъект гражданского общества. Дис. … докт. социол. наук. Нижний Новгород, 524 с.
Шафранов-Куцев Г.Ф. 2016. Место учительства в стратификационной структуре современного российского общества. Социологические исследования, 9:65–72.
Штомпка П. 2005. Социология. Анализ современного общества. М., Логос, 664 с.
Щепаньский Я. 1969. Элементарные понятия социологии. М., Прогресс, 143 с.
Ядов В.А. 2007. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М., Омега-Л, 567 с.
Standing G. 2011. The Precariat. The New Dangerous Class. New York, Bloomsbury Publishing Plc. 326 p.
Zwerling H.L., Thomason T. 1995. Collective Bargaining and the Determinants of Teachers’ Salaries. Journal of labor research, 16(4): 467–484.
References
Ambarova P.A., G.E. Zborovskij. 2017. Vremya social'noj obshchnosti : monografiya [The Time of social community : a monograph]. Ekaterinburg, Gumanitarnyj universitet, 347 p.
Vol'chik V.V., Posukhova A.YU. 2017. Reformy v sfere obrazovaniya i prekariatizaciya uchitelej [Education reforms and teacher precariatization]. TERRA ECONOMICUS, 15(2):122–135. DOI: 10.23683/2073-6606-2017-15-2-122-138.
Il'in V.A. 2017. Rossijskij uchitel' v reformiruyushchemsya obshchestve [A Russian teacher in a reforming society]. Sociologicheskie issledovaniya, 3(395): 51–57.
Kislov A.G., Plotnikova E.V. 2011. Izolyacionizm v professii pedagoga [Isolationism in the teaching profession]. Obrazovanie i nauka, 3(82):92–100.
Konstantinovskij D.L., Pinskaya M.A., Zvyagincev R.S. 2019. Professional'noe sa-mochuvstvie uchitelej: ot ehntuziazma do vygoraniya [Teachers' professional well-being: from enthusiasm to burnout]. Sociologicheskie issledovaniya, 5: 14–25. DOI: 10.31857/S013216250004949-6.
Kurbatova M.V., Kagan E.S. 2016. Opportunizm prepodavatelej vuzov kak sposob prisposobleniya k usileniyu vneshnego kontrolya deyatel'nosti [Opportunism of university teachers as a way of adapting to increased external control of activities]. JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Zhurnal institucional'nykh issledovanij). 8(3):116–136. DOI: 10.17835/2076-6297.2016.8.3.116-136
Leonidova G.V. 2017. Professional'naya samoidentifikaciya i samochuvstvie uchitelej v usloviyakh prodolzhayushchikhsya reform obrazovaniya [Professional self-identification and well-being of teachers in the context of ongoing educational reforms]. Problemy razvitiya territorii, 6 (92): 7–26.
Marks K., Ehngel's F. 1988. Nemeckaya ideologiya [German ideology]. M., Politizdat, 589 p.
Osipov A.M. 2018. Uchitel'stvo v kontekste sociologii obrazovaniya: teoreticheskie podkhody i prioritety issledovanij [Teaching in the context of the sociology of education: theoretical approaches and research priorities]. Sociologicheskie issledovaniya, 3:45–52. DOI: 10.7868/S0132162518030042.
Polutin S.V., Manannikova YU.V. 2020. Processy byurokratizacii i debyurokratizacii uchitel'skogo truda i ikh vliyanie na kachestvo professional'noj deyatel'nosti pedagogov [The processes of bureaucratization and de-bureaucratization of teaching work and their impact on the quality of professional activity of teachers]. Integraciya obrazovaniya, 24(1): 75–97 DOI: 10.15507/1991-9468.098.024.202001.075-097.
Potashnik M.M. 2020. Protivoestestvennyj otbor [Unnatural selection]. Narodnoe obrazovanie, 5:7–14.
Pryamikova E.V., Shalagina E.V., Shikhova O.N. 2023. Molodye pedagogi mezhdu "ScilloJ" i "KharibdoJ": o professional'nykh deficitakh v sociologicheskom rakurse (na primere Sverdlovskoj oblasti) [Young teachers between "Scylla" and "Charybdis": on professional deficits from a sociological perspective (on the example of the Sverdlovsk region)]. Sociologicheskaya nauka i social'naya praktika, 11(4): 248–272. DOI: 10.19181/snsp.2023.11.4.11
Sociologiya molodezhi : ehnciklopedicheskij slovar' [Sociology of Youth : an encyclopedic dictionary]. Sost. Yu.A. Zubok i dr. 2008. M., Academia, 606 p.
Sociologiya obrazovaniya [Sociology of education : a textbook for universities] : uchebnik dlya vuzov / pod redakciej A. M. Osipova. 2025. 3-e izd., pererab. i dop. M., Yurajt, 393 p.
Sub"ektnost' v sovremennom obshchestve: social'no-filosofskij aspect [Subjectivity in modern society:
a socio-philosophical aspect] : monografiya pod obshchej redakciej YU. V. Loskutova. 2022. Perm', Permskij gosudarstvennyj nacional'nyj issledovatel'skij universitet, 128 p.
Tyonnis F. 2022. Obshchestvo i obshchnost'. Osnovnye ponyatiya chistoj sociologii [Society and community. Basic concepts of pure sociology]. M., Vladimir Dal', 452 p.
Titaev K.D. 2016. Oprosy «pod davleniem»: kak proverit' kachestvo dannykh, kogda oni sobirayutsya v zakrytoj dlya issledovatelya institucii ["Under pressure" surveys: how to check the quality of data when it is collected in an institution closed to researchers]. V kn.: Zhizn' issledovaniya posle issledovaniya: kak sdelat' rezul'taty ponyatnymi i poleznymi. Materialy VI mezhdunarodnoj sociologicheskoj Grushinskoj konferencii, March 16–17, 2016, M., AO «VCIOM»: 892–895.
Tumalev V.V. 1995. Uchitel'stvo v situacii social'no-politicheskikh peremen [Teaching in a situation of socio-political change]. V 5 chastyakh. CH. 3: Innovacionnyj potencial sovremennogo uchitel'stva. SPb., Izdatel'stvo vo Sankt-Peterburgskogo universiteta ehkonomiki i finansov, 43 p.
Shabrova N.I. 2023. Social'naya obshchnost' roditelej uchashchikhsya kak sub"ekt grazh-danskogo obshchestva [The social community of parents of students as a subject of civil society]. Diss….dokt. sociol. nauk. Nizhnij Novgorod, 524 p.
Shafranov-Kucev G.F. 2016. Mesto uchitel'stva v stratifikacionnoj strukture so-vremennogo rossijskogo obshchestva [The place of teaching in the stratification structure of modern Russian society]. Sociologicheskie issledovaniya, 9: 65–72.
Shtompka P. 2005. Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. M., Logos, 664 p.
Shchepan'skij YA. 1969. Ehlementarnye ponyatiya sociologii [Basic concepts of sociology]. M., Progress, 143 p.
Yadov V.A. 2007. Strategiya sociologicheskogo issledovaniya. Opisanie, ob"yasnenie, ponimanie social'noj real'nosti [The strategy of sociological research. Description, explanation, understanding of social reality]. 3-e izd., ispr. M., Omega-L, 567 p.
Standing G. 2011. The Precariat. The New Dangerous Class. New York, Bloomsbury Publishing Plc. 326 p.
Zwerling H.L., Thomason T. 1995. Collective Bargaining and the Determinants of Teachers’ Salaries. Journal of labor research, 16(4):467–484.
Просмотров аннотации: 3
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.