Экстаз комоса: нонсенс, парадокс, абсурд
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-3-647-656Ключевые слова:
комическое, смех, черный юмор, карнавал, дионисии, экстаз, смысл, игра умаАннотация
Комическое рассматривается как игра ума, сопряженная с дионисийским восторгом. Нонсенс, парадокс и абсурд выступают в качестве рациональной стороны комического, являющейся механизмом пробуждения эмоций, смеха. Представляется, что нонсенс функционирует в области логики и риторики как нечто изумительное, требующее смысла. Парадокс – сфера онтологии, этики и общения, имеет трагическую и комическую сторону, исторически проистекающую из дионисийства. Комический парадокс возникает как способ вытеснения смерти, тягот и скуки обыденной жизни, сопровождая шутовство и карнавальную культуру. Абсурд затрагивает духовные ценности, в аксиологическом плане становится трансгрессией повседневной рутины и бремени бытия. Рациональные аспекты комического как игра мысли и игра слов становятся способом избавления от тягот бытия, вытеснения страхов, игрой жизненных сил танцующего тела
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Барт Р. 1994. Литература и значение // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс. – 616 с.
Бахтин М. 2021. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Азбука. – 640 с.
Бергсон А. 1992. Смех. М.: Искусство. – 154 с.
Бибихин В. 2016. Искусство и обновление мира по Эжену Ионеско // Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США. М.: СПб: Центр гуманитарных инициатив. – 638 с.
Бретон А. 1999. Антология черного юмора. М.: Carte Blanche. – 544 с.
Даркевич В. 2022. История средневековых развлечений. От куртуазных увеселений до карнавалов и праздников дураков. IX-XVI века. М.: Ломоносовъ. – 264 с.
Делез Ж. 1998. Логика смысла. М.: Раритет, Екатеринбург: Деловая книга. – 480 с.
Демурова Н. М. 1991. Алиса в Стране чудес и в Зазеркалье. О переводе сказок Кэрролла // Кэрролл Л. Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье. М., Наука. С. 277-355
Изард К. Э. 2002. Психология эмоций. СПб: Питер. – 464 с.
Исупов К. Г. 2021. Комическое // Summa culturologiae. Энциклопедия. В 4 т. Т. 2. М.: СПб: Центр гуманитарных инициатив. С. 257-258.
Кереньи К. 2007. Дионис: Прообраз неиссякаемой жизни. М.: Ладомир. – 319 с.
Кереньи К. 2012. Мифология. М.: Три квадрата. – 504 с.
Колоннезе Дж. 2007. Нонсенс как форма комизма // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М.: Индрик. С. 254–262
Крейдлин Г. Е., Федорова Л. Л., Бакланова И. И. 2020. Абсурд в языке и коммуникации. М.: Изд. РГГУ, 2020. – 277 с.
Маковецкий Е. А. 2004. Социальная аналитика ритма: Жиль Делез, или О спасении. СПб: Изд-во СПб. Ун-т. – 176 с.
Пинский Л. Е. 2021. Комическое // Summa culturologiae. Энциклопедия. В 4 т. Т.2. М.: СПб: Центр гуманитарных инициатив. С. 258-259.
Подорога В. 2022. Возвышенное. После падения. Краткая история общего чувства. М.: Новое литературное обозрение. – 224 с.
Подорога В. 1999. Навязчивость взгляда: М. Фуко и живопись // Фуко М. Это не трубка. М.: Художественный журнал. С. 85-94.
Пропп В. Я. 1999. Проблемы комизма и смеха // Метафизические исследования. Вып. 9 ½. La gaya sciennza. СПб: Алетейя. С. 13-43
Пропп В. Я. 1976. Фольклор и действительность. М.: Наука. – 326 с.
Столович Л. Н. 1999. Метафизика смеха // Метафизические исследования. Вып. 9. La gaya scienza. СПб: Алетейя. С. 44-66.
Токарев Д. В. 2002. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное обозрение. – 336 с.
Фуко М. 1999. Это не трубка. М.: Художественный журнал. – 142 с.
Хармс Д. 2000. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2: Новая Анатомия. СПб: Азбука. – 416 с.
References
Barthes R. 1994. Literatura i znachenie [Literature and significance] // Bart R. Izbranny`e raboty`. Semiotika. Poe`tika. [Selected works. Semiotics. Poetics] M.: Progress. – 616 s.
Baxtin M. 2021. Tvorchestvo Fransua Rable i narodnaya kul`tura Srednevekov`ya i Renessansa [The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renaissance] M.: Azbuka. 640 s.
Bergson A. 1992. Smex [Laughter]. M.: Iskusstvo. – 154 s.
Bibixin V. 2016. Iskusstvo i obnovlenie mira po E`zhenu Ionesko [Art and the Renewal of the World by Eugene Ionesco] // Samosoznanie kul`tury` i iskusstva. Zapadnaya Evropa i SShA [Self-awareness of culture and art. Western Europe and the USA]. M.: SPb: Centr gumanitarny`x iniciativ. – 638 s.
Breton A. 1999. Antologiya chernogo yumora [An anthology of black humor]. M.: Carte Blanche. 544 s.
Darkevich V. 2022. Istoriya srednevekovy`x razvlechenij. Ot kurtuazny`x uveselenij do karnavalov i prazdnikov durakov. IX-XVI veka [The history of medieval entertainment. From courtly amusements to carnivals and holidays of fools. IX-XVI centuries] M.: Lomonosov`.– 264 s.
Deleuze G. 1998. Logika smy`sla [The logic of meaning]. M.: Raritet, Ekaterinburg: Delovaya kniga. 480 s.
Demurova N. 1991. M. Alisa v Strane chudes i v Zazerkal`e. O perevode skazok Ke`rrolla [Alice in Wonderland and through the Looking Glass. About the translation of Carroll's fairy tales] // Carroll L. Alisa v Strane chudes. Alisa v Zazerkal`e [Alice in Wonderland. Alice through the Looking Glass]. M.: Nauka. S. 277-355
Izard K.E. 2002. Psixologiya e`mocij [Psychology of emotions]. SPb: Piter. – 464 s.
Isupov K. G. 2021. Komicheskoe [The comic] // Summa culturologiae. E`nciklopediya [Encyclopedia]. V 4 t. T. 2. M.: SPb: Centr gumanitarny`x iniciativ. S. 257-258.
Kerenyi K. 2007. Dionis: Proobraz neissyakaemoj zhizni [Dionysus: The prototype of an inexhaustible life]. M.: Ladomir. – 319 s.
Kerenyi K. 2012. Mifologiya [Mythology]. M.: Tri kvadrata. – 504 s.
Kolonneze Dzh. 2007. Nonsens kak forma komizma [Nonsense as a form of comedy] // Logicheskij analiz yazy`ka. Yazy`kovy`e mexanizmy` komizma [Logical analysis of the language. The linguistic mechanisms of comedy]. M.: Indrik. S. 254–262
Krejdlin G. E., Fedorova L. L., Baklanova I. I. 2020. Absurd v yazy`ke i kommunikacii [Absurdity in language and communication]. M.: Izd. RGGU. – 277 s.
Makoveczkij E. A. 2004. Social`naya analitika ritma: Zhil` Delez, ili O spasenii [Social Analysis of Rhythm: Gilles Deleuze, or About Salvation]. SPb: Izd-vo SPb. Un-t. – 176 s.
Pinskij L. E. 2021. Komicheskoe [The comic] // Summa culturologiae. E`nciklopediya [Encyclopedia]. V 4 t. T.2. M.: SPb: Centr gumanitarny`x iniciativ. S. 258-259.
Podoroga V. 2022. Vozvy`shennoe. Posle padeniya. Kratkaya istoriya obshhego chuvstva [Sublime. After the fall. A brief history of the common feeling]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie. – 224 s.
Podoroga V. 1999. Navyazchivost` vzglyada: M. Fuko i zhivopis`[The obsession of the gaze: M. Foucault and painting] // Fuko M. E`to ne trubka [It's not a pipe]. M.: Xudozhestvenny`j zhurnal. S. 85-94.
Propp V. Ya. 1999. Problemy` komizma i smexa [The problems of comedy and laughter] // Metafizicheskie issledovaniya [Metaphysical research]. Vy`p. 9 ½. La gaya sciennza. SPb: Aletejya. S. 13-43
Propp V. Ya. 1976. Fol`klor i dejstvitel`nost` [Folklore and reality]. M.: Nauka. – 326 s.
Stolovich L. N. 1999. Metafizika smexa [The Metaphysics of laughter] // Metafizicheskie issledovaniya [Metaphysical research]. Vy`p. 9. La gaya scienza. SPb: Aletejya. S. 44-66.
Tokarev D. V. 2002. Kurs na xudshee: Absurd kak kategoriya teksta u Daniila Xarmsa i Se`myue`lya Bekketa [Heading for the worst: The Absurd as a category of text by Daniel Harms and Samuel Beckett]. M.: Novoe literaturnoe obozrenie. – 336 s.
Foucault M. 1999. E`to ne trubka [It's not a pipe]. M.: Xudozhestvenny`j zhurnal. – 142 s.
Xarms D. 2000. Sobranie sochinenij [Collected works]. V 3 t. T. 2: Novaya Anatomiya. SPb: Azbuka. 416 s.
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
