Мифы психоанализа и культура: тренды и следы влияния

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-417-427

Ключевые слова:

психоанализ, черный юмор, эрос, агрессия, иррациональное, гендер, мифотворчество, символический обмен, регрессия, трансгрессия

Аннотация

Инверсия нормы и патологии в области сексуальных отношений в западном обществе выводит к проблеме влиянии мифа психоанализа на культуру. Речь идет о восприятии в обществе идеи Фрейда об иррациональной жизни души и базовых инстинктах – сексуальности и агрессии. Инстинкты мифологизируются как Эрос и Танатос. Конфликт Эроса и Танатоса с репрессивной цивилизацией, рациональными нормами и запретами воспринимается искусством модернизма, контркультурой и авангардом. Представление об оппозиции телесных желаний индивида и моральных норм приводит к современному мифотворчеству. Это визуализация сновидений, эпатаж свободной любви и психоделия, черный юмор и танатография эроса. Появляются две волны влияния фрейдизма на современную западную культуру. Первая – фрейдизма на сюрреализм и фрейдо-марксизма на контркультуру. Вторая – переосмысление психоанализа Жаком Лаканом. Они оставляют в развитии авангарда в ситуации постмодерна деструктивный след. Переработанный миф психоанализа продуцирует регрессию к основаниям бессознательного и трансгрессию за пределы культурных норм и гетеросексуальной жизни. Этот след стимулирует общественное сознание к неразличимости полов, фантазиям о трансформации тела человека, создавая тренд трансгендерности. В условиях падения нравов след влияния психоанализа на культуру заключается в продуцировании мифа танатографии эроса.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виктор Олегович Пигулевский, Южно-Российский гуманитарный институт

Доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, ректор

Людмила Анатольевна Мирская, Южно-Российский гуманитарный институт

Доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин, проректор

E-mail: lymirskaya@yandex.ru

Библиографические ссылки

Барт Р. 1994. Метафора глаза. В кн.: Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб., Мифрил: 91-100.

Батай Ж. Из «Внутреннего опыта». Из «Слез Эроса» В кн.: Танатография эроса: Жорж Батай и французская мысль середины ХХ века. СПб., Мифрил, 1994: 223-244, 269-310

Бодрийяр Ж. 2023. Общество потребления. М., Neoclassic, 320 с.

Бретон А. 1999. Антология черного юмора. М., Carte Blanche, 544 с.

Выготский Л. 2002. Искусство и психоанализ. В кн. Классический психоанализ и художественная литература. СПб., Питер: 349-368

Гроф С. 1994. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД. М., МТМ, 240 с.

Зимин В. А. 2011. По ту сторону супружеской измены (на материале фильма Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами»). В кн.: Психоанализ и искусство. М., Когито-Центр: 36–59.

Кристева Ю. 2003. Силы ужаса. Эссе об отвращении. СПб., Алетейя, 256 с.

Лакан Ж. 2008. Изнанка психоанализа. Семинар: Книга XVII (1969-1970). М., Гнозис, 272 с.

Лакан Ж. 2014. Психозы. Семинары. Книга III (1955-1956). М., Гнозис, 432 с.

Лакан Ж. 2006. Этика психоанализа. Семинары: Книга VII (1959-1960). М., Гнозис, Логос, 416 с.

Лири Т., Метцнер Р., Олперт Р. 2003. Психоделический опыт: Руководство на основе «Тибетской книги мертвых». Львов: Инициатива, Киев, Ника-Центр, 224 с.

Маркузе Г. 2003. Эрос и цивилизация. М., АСТ, 528 с.

Райх В. 2002. Пер Гюнт. В кн.: Классический психоанализ и художественная литература. СПб, Питер: 99–105.

Спиркина Е. А. 2011. Психодинамика садомазохистских отношений (на материале фильма Бернардо Бертолуччи «Последнее танго в Париже»). В кн.: Психоанализ и искусство. М., Когито-Центр: 60–84.

Фрейд З. 2023. Психоанализ культуры. М., 2023, 512 с.

Фрейд З. 1995. Художник и фантазирование. М., Республика, 400 с.

Фромм Э. 2009. Модель симбиотического единства неиндивидуализированной любви. В кн.: Инсталляция страсти: сборник произведений западных философов XX–XXI вв. М., Алгоритм: 117–124.

Фромм Э. 2002. «Процесс» Франца Кафки. В кн.: Классический психоанализ и художественная литература. СПб., Питер: 130–140.

Фромм Э. 2021. Эдипов комплекс: заметки по поводу случая Маленького Ганса. В кн.: Эдипов комплекс: мама я люблю тебя. М., Алгоритм: 237–245.

Фромм Э. 2021. Гипотеза об инцесте и эдиповом комплексе. В кн.: Эдипов комплекс: мама я люблю тебя. М., Алгоритм: 258–269.

Шенье-Жандрон Ж. 2002. Сюрреализм. М., Новое литературное обозрение, 416 с.

Эко У. 2021. С окраин империи. Хроники нового средневековья. М., АСТ, CORPUS, 480 с.

Юнгер Э. 2012. Приближения. Наркотики и опьянения. Сократ. Журнал современной философии, 4: 85–89.

Beguin A. 1937. L’âme romantique et le rêve. Vol 2. Paris, Corti, 413 р.

Bourgeois L. 2012. The Return of the Repressed. London: Violette Editions. Vol. 2, 192 p.

Lucie-Smith E. 1995. Art Today. Phaidon Press Limited, 512 p.

Minsky R. Psychoanalysis and Culture. Contemporary States of Mind. New Brunswick, New Jersey: Rutgers University Press, 1998, 245 p.

Parker I. Psychoanalytic culture: Psychoanalytic discourse in Western society. Sage Publications, Inc, 1997, 304 p.


Просмотров аннотации: 30

Поделиться

Опубликован

2024-09-30

Как цитировать

Пигулевский, В. О., & Мирская, Л. А. (2024). Мифы психоанализа и культура: тренды и следы влияния. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(3), 417-427. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-417-427

Выпуск

Раздел

История философии и социально-гуманитарных наук

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)