Региональная специфика мусульманской религиозности в Среднем Поволжье по данным советской социологии религии
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-3-536-547Ключевые слова:
типы религиозности, «латентная» религиозность, женская религиозность, ислам в Среднем ПоволжьеАннотация
Ретроспективное социологическое изучение проблемы региональной религиозной специфики сегодня актуально в условиях дефицита историко-этнографических и религиоведческих источников по теме. Цель исследования – раскрыть региональную специфику мусульманской религиозности в Среднем Поволжье, указав ее социологически фиксируемые признаки. На наш взгляд, корни современного поволжского ислама, его отличия от условных «кавказского» или «среднеазиатского» следует искать как в историческом прошлом, так и в 70-летнем периоде социализма. Исследование основано на социологических материалах республик и областей Среднего Поволжья, полученных в период с 1965 по 1990 годы. Использованы результаты проведенного автором в 2020 году социологического опроса среди татарского населения г. Казани. Применены разработанные в западной социальной психологии типологии религиозности. При ретроспективном анализе эмпирических данных зафиксировано существование в советских условиях таких явлений, как латентная или приватная, то есть недемонстрируемая публично религиозность, адаптивность, фемининность религиозности. Латентная религиозность социологически фиксируется как аномально низкий уровень религиозности в молодых возрастных категориях. Полученные результаты вносят вклад в изучение современной этноконфессиональной ситуации в регионе.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Атеизм в СССР: Становление и развитие. 1986. M., Мысль, 235 с.
Идиатуллов А.К. 2010. Религиозный синкретизм татар-мишарей Ульяновской области. Дис… канд. ист. наук (07.00.07). Чебоксары, 253 с.
Миннуллин И.Р. 2003. Политика советского государства по отношению к мусульманскому духовенству в Татарстане в 1920¬-1930¬е гг. Автореферат дис… канд. ист. наук (07.00.02). Казань, 26 с.
Орлов А.М. 1977. Проблемы атеистического воспитания населения, живущего в инонациональной среде: (Исследования групп татар. населения в Горьк. и Пенз. обл.). Дис. … канд. философских наук (09.00.06). Москва, 198 с.
Список литературы
Аминев З.Г., Ямаева Л.А. 2020. «Башкирский ислам»: истоки, эволюция, современное состояние. М.: Триумф. 224 с.
Ахметова С. Дин тотучыны яхшы белергә. Атеизмны – массага [төз. А.Н. Калаганов]. Казан: Татар. кит. нәшр., 1972. 49–62 бб. (на тат. яз.)
Базарбаев Ж. 1973. Типология современных верующих мусульман. Философские науки, 3: 95–101.
Балтанов Р.Г. 1968. О некоторых итогах выборочного исследования религиозности у татарской части населения г. Казани. Модернизация ислама и актуальные вопросы теории научного атеизма. М.: 87–91.
Балтанов Р.Г. 1973. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. (Проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР). Казань, Казанский университет, 251 с.
Бареев М.Ю., Агишев Р.Р. 2020. Региональные особенности некоторых традиций и обычаев в современном исламе. Регионология, т. 28, 2: 303–321.
Беннигсен А.А. 1983. Мусульмане в СССР. Париж: Ymca Press: 90 с.
Вебер М. 1990. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 808 с.
Каариайнен К., Фурман Д.Е. 2007. Религиозность в России на рубеже XX–XXI столетий. Общественные науки и современность, 2: 78–95.
Кильдеев М.В. 2014. Уровень мусульманской религиозности населения в Среднем Поволжье и Приуралье по данным советских социологических исследований (1966–1991). Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, т. 32, 1: 131–150.
Кильдеев М.В. 2017. Ранний этап развития отечественной социологии религии на примере социологического изучения мусульманской религиозности в Среднем Поволжье. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2 (46): 64–69.
Кильдеев М.В. 2024. Городские особенности мусульманской религиозности в Среднем Поволжье. Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 17(1): 53–68. DOI 10.31660/1993-1824-2024-1-53-68
Метлицкая З.Ю. 2020. Генри Мор как критик "харизматической религиозности". Философия религии: аналитические исследования: т. 4, 1: 27–41. DOI: 10.21146/2587-683Х-2020-4-1-27-41
Мухаметшин Р.М. 2005. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в
ХХ веке. Казань, Татарск. кн-е изд-во, 246 с.
Мухаметшина А.В. 2014. Ислам в Среднем Поволжье: общее и особенное. Казань, Татарск.
кн. изд-во, 245 с.
Мухетдинов Д.В. 2006. Мусульмане Поволжья: современная проблемная ситуация. Ислам в современном мире: ежеквартальный альманах, 1(3): 26–30.
Орлов А. 1973. О характере и структуре пережитков ислама (по материалам социологических исследований среди татарского населения Горьковской области). Проблемы исследования структуры религиозного сознания. Тезисы докладов и выступлений. Горьковск. гос. пед. ин-т им. М. Горького. Горький: 76–93.
Орлов А.М. 1974. Опыт исследования процесса секуляризации в татарских селах. Вопросы научного атеизма. Выпуск 16. М., Мысль: 89–102.
Петраш Ю.Г., Хамитова Р.М. 1966. К характеристике процесса модернизации современного ислама в СССР. Вопросы научного атеизма. Выпуск 2. Модернизация религии в современных условиях. М., Мысль: 322–334.
Попов Д.С., Старостин А.Н. 2016. Радикальный исламизм на Урале. Россия и мусульманский мир, 7: 28–32.
Самарина Т.С. 2018. Теория уровней религиозности в классической феноменологии религии. Религиоведение, т. 2, 2: 101–109.
Сапронова М.А., Чечевишников А.Л., Ярлыкапов А.А. 2020. Становящееся научное сообщество. Сводный портрет исследователей российского ислама. Полис. Политические исследования, 2: 122–136.
Сергеева А.Н. 2016. Религиозность приватная vs религиозность публичная: эволюция религиозности в СССР/России. Социально-политические науки, 3: 7–13.
Соловьев В.С. 1987. По пути духовного прогресса. Некоторые итоги повторных социологических исследований проблем быта, культуры, национальных традиций, атеизма, и верований населения Марийской АССР. Йошкар-Ола, Мар. кн. изд-во, 159 с.
Шишелякина А.Л., Бобров И.В. 2017. «Чужие» среди «своих»: о практиках ношения мусульманского платка в немусульманском российском регионе. Вестник археологии, антропологии и этнографии, 2(37): 146–154.
Якупов В. 2005. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань, Иман, 144 с.
Ярлыкапов А.А. 2006. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа. Этнографическое обозрение, 2: 59–74.
Ahlberg R. 1989. Die Rehabilitierung der Soziologie in der Sowjetunion: Der Soziologie-Beschluß des Politbüros und seine Bedeutung. Osteuropa. Vol. 39, 5: 478–496.
Allport G.W. 1968. The Person in Psychology: Selected Essays. Beacon Press, 440 p.
Fletcher, William C. 1981. Soviet Believers: The Religious Sector of the Population. Regents Press of Kansas, 259 p.
References
Ahlberg R. 1989. Die Rehabilitierung der Soziologie in der Sowjetunion: Der Soziologie-Beschluß des Politbüros und seine Bedeutung. Osteuropa, v. 39, 5: 478–496.
Akhmetova S. Din totuchyny yahshy belergә [To know a Believer well]. Ateizmny – massaga. [Collected by A.N.Kalaganov], Kazan, Tatar. kit. nәshr., 1972: 49–62. (in Tatar)
Allport G.W. 1968. The Person in Psychology: Selected Essays. Beacon Press, 440 p.
Aminev Z.G., Yamaeva L.A. 2020. “Bashkirskij islam”: istoki, evolyuciya, sovremennoe sostoyanie [“Bashkir Islam”: Origins, Evolution, Current State]. Moscow, Triumf, 224 p.
Baltanov R.G. 1968. O nekotorykh itogakh vyborochnogo issledovaniya religioznosti u tatarskoi chasti naseleniya g.Kazani [On some Results of a Survey Study of Religiosity among the Tatar Part of the Population of Kazan] Modernizatsiya islama i aktual'nye voprosy teorii nauchnogo ateizma. Abstracts of reports. Institut nauchnogo ateizma. Moscow: 87–91.
Baltanov R.G. 1973. Sotsiologicheskie problemy v sisteme nauchno-ateisticheskogo vospitaniya. (Problemy konkretno-sotsiologicheskogo analiza religii i ateizma v SSSR) [Sociological problems in the system of scientific and atheistic education.]. Kazan, Kazan university, 251 p.
Bareyev M.Y., Agishev R.R. 2020. Regional'nye osobennosti nekotorykh traditsii i obychaev v sovremennom islame [Regional Features of Some Traditions and Customs in Modern Islam]. Regionologiya, v. 28, 2: 303–321. DOI: 10.15507/2413-1407.111.028.202002.303-321
Bazarbayev Z. 1973. Tipologiya sovremennykh veruyushchikh musul'man [Typology of Modern Muslim Believers]. Filosofskie nauki, 3: 95–101.
Bennigsen A.A. 1983. Musul'mane v SSSR [Muslims in USSR]. Paris, Ymca Press, 90 p.
Fletcher, William C. 1981. Soviet Believers: The Religious Sector of the Population. Kansas, Regents Press of Kansas, 259 p.
Kääriäinen K., Furman D. E. 2007. Religioznost' v Rossii v 90-e gody 20 — nachale 21 veka. [Religiosity in Russia in the 90s of the 20th — Early 21 Century]. Obshchestvennye nauki i sovremennost',
: 78–95.
Kildeyev M. 2014. Uroven’ musul’manskoi religioznosti naseleniia v Srednom Povolzh’e i Priural’e po dannym covetskikh sotsiologicheskikh issledovanii (1966-1991) [The Level of Muslim Religiosity in the Middle Volga and Ural Regions According to Soviet Sociological Surveys (1966–1991)]. Gosudarstvo, Religiia, Tserkov' v Rossii i za Rubezhom, v. 32, 1: 131–150.
Kildeyev M. 2017. Rannij etap razvitiya otechestvennoj sociologii religii na primere sociologicheskogo izucheniya musul'manskoj religioznosti v Srednem Povolzh'e [The Early Stage of the Russian Sociology of Religion on the Example of the Studies of the Muslim Religiosity in the Middle Volga Area]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki, 2 (46): 64–69.
Kildeyev M. 2024. Gorodskie osobennosti musul'manskoj religioznosti v Srednem Povolzh'e [Urban Features of Muslim Religiousity in the Middle Volga Region]. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya. Ekonomika. Politika. 17(1): 53–68. DOI 10.31660/1993-1824-2024-1-53-68
Metlitskaya Z.Y. 2020. Genri Mor kak kritik "kharizmaticheskoi religioznosti" [Henry More as a Critic of "Charismatic Religiosity"]. Filosofiya religii: analiticheskie issledovaniya, v. 4, 1: 27-41. DOI: 10.21146/2587-683Х-2020-4-1-27-41
Mukhametshin R.M. 2005. Islam v obshchestvennoi i politicheskoi zhizni tatar i Tatarstana v XX veke [Islam in the Social and Political Life of the Tatars and Tatarstan in the XXth century]. Kazan, Tatar Book Publishers, 246 p.
Mukhametshina A.V. 2014. Islam v Srednem Povolzh'e: obshchee i osobennoe [Islam in the Middle Volga Region: General and Special]. Kazan, Tatar. book. publ., 245 p.
Mukhetdinov D.V. 2006. Musul'mane Povolzh'ya: sovremennaya problemnaya situatsiya [Muslims of the Volga Region: Modern Problematic Situation]. Islam v sovremennom mire: Quarterly Almanac, 1(3): 26–30.
Orlov A. 1973. O kharaktere i strukture perezhitkov islama (po materialam sotsiologicheskikh issledovanii sredi tatarskogo naseleniya Gor'kovskoi oblasti) [On the Nature and Structure of the Remnants of Islam]. Problemy issledovaniya struktury religioznogo soznaniya. Tezisy dokladov i vystuplenij. Gor'ky: 76–93.
Orlov A.M. 1974. Opyt issledovaniya protsessa sekulyarizatsii v tatarskikh selakh [Experience in Studying the Process of Secularization in Tatar Villages]. Voprosy nauchnogo ateizma. Issue 16. Moscow, Mysl': 89–102.
Petrash Y.G., Khamitova R.M. 1966. K harakteristike processa modernizacii sovremennogo islama v SSSR [On the Characteristics of the Process of Modernization of Modern Islam in the USSR]. Voprosy nauchnogo ateizma. Issue 2. Modernizaciya religii v sovremennyh usloviyah. Moscow, Mysl': 322–334.
Popov D.S., Starostin A.N. 2016. Radikal'nyj Islamizm na Urale [Radical Islamism in the Urals]. Rossiya i musul'manskij mir, 7: 28–32.
Samarina T.S. 2018. Teoriya urovnei religioznosti v klassicheskoi fenomenologii religii [Theory of Levels of Religiosity in Classical Phenomenology of Religion]. Religiovedenie, v. 2, 2: 101–109. DOI: 10.22250/2072-8662.2018.2.101–109
Sapronova M.A., Chechevishnikov A.L., Yarlykapov A.A. 2020. Stanovyashcheesya nauchnoe soobshchestvo. Svodnyj portret issledovatelej rossijskogo islama [Forming a Scientific Community. A Consolidated Portrait of Researchers of Russian Islam]. Polis. Political Studies, 2: 122–136. DOI: 10.17976/jpps/2020.02.09
Sergeeva A.N., (2016), Religiosity Private VS. Religiosity Public: Evolution of Religiosity in the Soviet Union / Russia. Sociopolitical Sciences, 3: 7-13.
Shisheliakina A.L., Bobrov I.V. 2017. “Chuzhie” sredi “svoih”: o praktikah nosheniya musul'manskogo platka v nemusul'manskom rossijskom regione. [Foreign Natives: on Practices of Wearing of a Muslim Headscarf in a non-Muslim Region of Russia]. Vestnik arheologii, antropologii i etnografii, 2(37): 146–154.
Solov'yov V.S. 1987. Po puti duhovnogo progressa. Nekotorye itogi povtornyh sociologicheskih issledovanij problem byta, kul'tury, nacional'nyh tradicij, ateizma, i verovanij naseleniya Marijskoj ASSR [On the Way of Spiritual Progress. Some Results of Sociological Re-studies of Problems of Everyday Life, Culture, National Traditions, Atheism, and Beliefs of the Population of the Mari Autonomous Soviet Socialist Republic.]. Yoshkar-Ola, Marijskoe knizhnoe izdatel'stvo, 159 p.
Weber M. 1990. Izbrannye proizvedeniya [Selected Works]: Trans. from Germ. Ed. by N. Davydov; Intr. by P. P. Gaidenko. Moscow, Progress, 808 p.
Yakupov V. 2005. Islam v Tatarstane v 1990-e gody [Islam in Tataristan in the 1990th]. Kazan, Iman,
p.
Yarlykapov A.A. 2006. “Narodnyi Islam” i musul'manskaya molodezh' Tsentral'nogo i Severo-Zapadnogo Kavkaza [“Folk Islam” and Muslim Youth of the Central and Northwest Caucasus]. Ehtnograficheskoe obozrenie, 2: 59–74.
Просмотров аннотации: 5
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
