Сельская религиозность мусульман Среднего Поволжья по данным социологических исследований советского периода

Авторы

  • Мансур Вилевич Кильдеев ГБУ РЦ «Навигатор»

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-455-466

Ключевые слова:

сельская религиозность в СССР, социально-профессиональная структура сельского социума, сельская мусульманская община

Аннотация

Религия является одной из основ сельской жизни, важнейшие события в жизни крестьянина (рождения, бракосочетания, похороны) носят религиозный характер. В советский период сельская религиозность рассматривается как пережиточное явление, а в постсоветский период – преимущественно как явление культурно-фольклорного, ритуального характера. На наш взгляд, актуальным является изучение сельской религиозности в качестве функционального явления, которое оказывает влияние не только на обыденную жизнь селян, но и их экономическую, общественно-политическую жизнь. Цель исследования – дать социологическую характеристику состояния сельской мусульманской религиозности в Среднем Поволжье в советский период. Это потребовало привлечения большого объема историко-социологического материала. Исследование позволило выявить ряд условий, способствующих сохранению религиозности в условиях атеистического государства. Проблема устойчивости сельской религиозности является частью более широкой проблемы – задачи сохранения поволжского села как устойчивого этносоциального организма.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Мансур Вилевич Кильдеев , ГБУ РЦ «Навигатор»

кандидат социологических наук, социолог отдела аналитики процессов в молодежной среде, ГБУ РЦ «Навигатор»,

г. Казань, Россия

Библиографические ссылки

Ислам в Центрально-Европейской части России: энц. словарь. 2009. T. 4. М. –Н. Новгород, ИД Медина, 403 с.

Мөхәммәтҗанов Ә. Җомга намазында. Безнең гәҗит. 8 декабрь 2021 ел. 16 б. «О деятельности мусульманских религиозных объединений на территории Чувашской АССР» (1988 год). Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). Ф. 1857. Оп. 4. № 152. Л. 13-17.

«Об итогах социологического исследования религиозности населения города и задачах по дальнейшему улучшению атеистической работы». Постановление ГК КПСС г. Казани от 15 мая 1967 г. Центральный государственный архив историко-политической документации Республики Татарстан (ЦГАИПД РТ). Ф. 26. Оп. 37. № 1089. Л. 217-219.

Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР. Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1956 г. N 768. Бюллетень текущего законодательства. М.: Прокуратура СССР. 1956. № 6. С. 34.

Об утверждении Положения о паспортной системе в СССР. Собрание постановлений Правительства СССР. М.: Юридическая литература, 1974. № 19. С. 387–398.

Справка уполномоченного Совета по делам религии при СМ СССР по Чувашской АССР И. Михайлова (1970 год). ГИА ЧР. Ф. 1857. Оп. 4. № 22. Л. 91.

Стенограмма всероссийского совещания по научно-атеистической пропаганде. (г.Казань, 24-26.11.1965). Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 606. Оп. 1. № 40.

Атеизм в СССР: Становление и развитие. 1986. M., Мысль. 235 с.

Балтанов Р.Г. 1973. Социологические проблемы в системе научно-атеистического воспитания. (Проблемы конкретно-социологического анализа религии и атеизма в СССР). Казань, Казанский университет. 251 с.

Браславский Л.Ю. 1997. Ислам в Чувашии. Исторические и культурологические аспекты. Чебоксары, Чувашия. 160 с.

Ингинова Л.В., Лебедев В.И. 1997. Культура и быт татар Пензенской губернии двадцатых годов XX века. Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. T. 3. M.: 87–89.

Королева Л., Королев А. 2008. Татары-мусульмане Пензенской области: взгляд в советское прошлое (1940-1980-е гг.). Антропологический форум, 9: 299–308.

Кудряшов Г.Е. 1974. Динамика полисинкретической религиозности. Опыт историко-этнографического и конкретного социологического исследования генезиса, эволюции и отмирания пережитков чувашей. Чебоксары, Чувашское кн. изд-во, 355 с.

Левада Ю.А. 1965. Социальная природа религии. M., Наука, 261 с.

Лопаткин Р.А. 2010. Социология религии в России: опыт прошлого и современные проблемы. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом, 4(28): 266–272.

Лошакова И.Л. 1992. Динамика изменений духовной ориентации советского общества в период 1961–1985 гг. (По материалам Уральского региона). Пермь, Изд. Пермский ун-т, 188 с.

Мухаметшин Р. 2003. Татары и ислам в ХХ веке. Казань, Изд-во Фэн, 303 с.

Мухаметшина А.В. 2014. Ислам в Cреднем Поволжье: общее и особенное. Казань. Татарское книжное издательство, 245 с.

Орлов А.М. 1974. Опыт исследования процесса секуляризации в татарских селах. Вопросы научного атеизма. Выпуск 16. М., Мысль: 89–102.

Орлов А.М. 1977. Проблемы атеистического воспитания населения, живущего в инонациональной среде: (Исследования групп татар. населения в Горьк. и Пенз. обл.). Дис. … канд. филос. наук: (09.00.06). М., 198 с.

Орлов А. 1976. Преодоление пережитков религии – составная часть борьбы за упрочение социалистического образа жизни. Диалектика национального и интернационального в социалистическом образе жизни. Казань, Казанский ун-т: 143–144.

Перестройка и преодоление религиозных предрассудков. 1988. Под общ. ред. А.Н. Калаганова. Казань, Татарск. кн. изд-во, 160 с.

Соловьев В.С. 1979. Атеизм и формирование нового человека. Йошкар-Ола, Маркнигоиздат, 167 с.

Социальное и национальное. Опыт этносоциологических исследований по материалам Татарской АССР. 1973. Отв. ред. Ю.В. Арутюнян. М., Наука, 332 с.

Филимонов Э.Г. 1974. Социологические исследования процесса преодоления религии в сельской местности: итоги, проблемы, перспективы. Вопросы научного атеизма. Выпуск 16. М., Мысль: 71–88.

Хамитова Р. 1975. Основы дифференцированного подхода в атеистической работе. Атеисты за работой. Уфа, Башкирское кн. изд-во: 133–143.

Хасянов О.Р. 2015. Религиозная праздничная культура колхозной деревни в послевоенное десятилетие (на материалах Куйбышевской и Ульяновской областей). Научный диалог, 12(48): 386–399.

Якупов В. 2005. Ислам в Татарстане в 1990-е годы. Казань, Иман, 144 с.

Devlet N. 1985. Islam in Tataristan. Institute of Muslim Minority Affairs, 2: 336–344.

Devlet N. 1986. The Present Situation of the Soviet Muslims: the Example of Kazan Tatars. The Sixth International Conference of World Assembly of Muslim Youth (22-27 January 1986): 1–15.

Rorlich A-A. 1986. The Volga Tatars. A profile in national resilience. Stanford University, 288 p.

Sorokin P., Zimmerman C.C. 1929. Principles of rural-urban sociology. New York. H. Holt, 652 p.


Просмотров аннотации: 109

Поделиться

Опубликован

2022-10-03

Как цитировать

Кильдеев , М. В. (2022). Сельская религиозность мусульман Среднего Поволжья по данным социологических исследований советского периода. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3), 455-466. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-455-466

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии