Семантика трагического в фортепианной музыке Л. Бетховена
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-839-849Ключевые слова:
семантика, фортепиано, программность, трагическое, миропереживаниеАннотация
Понимание «механизмов» выражения трагического мироощущения в музыке необходимо для определения семиотической трансформации музыкальной культуры. Семиотический анализ бетховенской сонаты показал, что целостная структура музыкального произведения и ее отдельные элементы транслируют семантику и символику трагического мироощущения. В исследовании выявлено несколько уровней музыкальной поэтики
в индивидуальном стиле композитора: 1) семантический – как анализ значений, а порой и содержания элементов музыкального языка с предоставлением им дополнительной семантики, специфической в каждом отдельном случае; 2) эстетический – как селекция средств выразительности и комплектация компонентов содержания, обусловленных трагическим миропереживанием: особая фортепианная фактура, динамика и другие авторские ремарки; 3) символический – как придание элементам музыкального произведения значений, моделирующих трагическое миропереживание. Сделан вывод о том, что главным принципом воплощения трагического мироощущения в произведенях Бетховена стал принцип гармонического контраста образных жанровых, гармонических, ритмических, мелодических структур.
Скачивания
Библиографические ссылки
Акопян Л.О. 1995. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., Практика. 256 с.
Альшванг А. 1966. Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. М., Музыка, 630 c.
Арановский М.Г. 1998. Музыкальный текст: Структура и свойства. М., Композитор. 341 с.
Асафьев Б.В. 1971. Музыкальная форма как процесс. Л., Музыка, 207 с.
Бонфельд М.Ш. 2007. Семантика музыкальной речи. Музыка как форма интеллектуальной деятельности. М., URSS: 82–120.
Гончаренко С.С. 1993. Зеркальная симметрия в музыке. Новосибирск. 234 с.
Гончаренко С.С. 2014. К вопросу о двойном финале в Квартете № 13 Бетховена. Вестник музыкальной науки, 2(4): 52–60.
Денисенко Г.В. 2012. Семиотические аспекты исследований музыкальной культуры. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств, 1-2: 242–247.
Кириллина Л.В. 2009. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2-х томах. М., Московская консерватория.
Кириллина Л.В. 2021. Бетховен: выражаемое и невыразимое. Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания, 1(11): 43–50.
Кириллина Л.В. 2010. Поздний стиль Бетховена: художник и эпоха. Культура, эпоха и стиль. В кн.: Классическое искусство Запада. Сб. статей в честь 70-летнего юбилея М.И. Свидерской. М., Галарт: 146–173.
Кремлев Ю. 1970. Фортепианные сонаты Бетховена. Изд. 2-е М., Советский композитор, 335 с.
Лосев А.Ф. 1995. Форма. Стиль. Выражение. М., Мысль: 5–320.
Медушевский В.В. 1976. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., Музыка. 256 с.
Стогний И.С. 2013. Коннотативные свойства музыкального текста. М., РАМ им. Гнесиных. 224 с.
Харлап М.Г. 1971. Ритмика Бетховена. В кн.: Бетховен. М., Музыка: 370–421.
Bloomberg C. 2007. Beethoven’s Piano Sonatas: An Analysis of Compositional Trends from 1795–1822 – WC: Advisor School of Music College of Liberal Arts, 44 p.
Donald F. 1976. Companion to Beethoven’s Pianoforte Sonatas: Analysis L.: The Assocated board of the Royal Schools of Music, 298 p.
Harding H.A. 1901. Analysis of form in Beethoven sonatas. L., Novello, 87 p.
Kinderman W. 2009. Beethoveen. NY., Oxford press, 414 p.
Reinecke Carl. 1912 Die Beethovenschen Klaviersonaten. Briefe an eine Freundin, Leipzig, 126 р.
Shedlock J.S. 1905 Beethoven. L., G.Bell & Sons, 60 p.
Просмотров аннотации: 78
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.