Понятийные маркеры соотношения статики и динамики современного русского православия
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-603-613Ключевые слова:
русское православие, традиция, консерватизм, фундаментализм, либерализм, мобилизационная модель, инновационная модель, акривия, икономия, Священное ПреданиеАннотация
Русская православная церковь остается важным фактором социальных процессов современной России, поэтому ясное понимание возможных вариантов ее будущего развития является значимой предпосылкой выработки принципов взаимодействия церкви и общества, сохранения культурной преемственности при усвоении новых стандартов жизни. В ходе активной дискуссии, посвящённой этой теме, адекватность терминов, в которых она ведется, остается в тени. Целью исследования как раз и стало определение степени соответствия понятийного инструментария, используемого при обсуждении проблемы соотношения изменчивости и константности русского православия в условиях турбулентных трансформаций глобального масштаба. Логико-гносеологический анализ дефиниций «консерватизм», «фундаментализм», «либерализм», «мобилизационность», «инновационность» и др. применительно к внутрицерковным процессам позволил авторам установить их ограниченную применимость и указать на те предпосылки, которые в лице диалогичного обращения к живому опыту Священного Предания смогут обеспечить оптимальное соотношение статики и динамики в русском православии, гарантировать единство сохранения фундамента веры и её имплементацию в новых условиях.
Скачивания
Библиографические ссылки
Анашкин Д.П. 2012. Церковный консерватизм в современном обществе. Полития, 4(67): 45–64.
Апполонов А.В. 2021. Родни Старк, субъективная религиозность и затянувшееся прощание с теорией секуляризации. Концепт: философия, религия, культура, 5(3): 101–112.
Ашков Г. (протоиерей) 2021. Искажение традиции или законное историческое развитие? В кн.: Системные проблемы Православия: анализ, осмысление, поиск решений. Материалы второго семинара. М., Проект «Соборность»: 33–45.
Баканов С.А. 2013. Мобилизационная модель развития советского общества: проблемы теории и историографии. Вестник Челябинского государственного университета. История, 56-18(309): 87–92.
Гаврилов О.Ф., Гаврилов Е.О. 2020. Сакральное в светских символах. Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств, 52: 44–51.
Гаврилов О.Ф. 2020. Всесокральность культуры в контексте антидиффамационного законодательства. В кн.: Социальные коммуникации: философские, политические, культурно-исторические измерения. Сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Кемерово, Кемеровский государственный университет: 40–43.
Зайцева Т.И. 2018. Либерализм и православие: неслиянны и нераздельны. Идеи и идеалы, 1(2): 141–157. DOI: 10.17212/2075-0862-2018-1.2-141-157.
Кнорре Б., Засядько А. 2021. Православный антиэкуменизм 2.0: мобилизационная модель, секьюритизация и реваншизм. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 2(39): 277–317.
Кокс Х. 1996. Мирской град. Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., Вост. лит., РАН, 264 с.
Лебедев И.А. 2015. Генезис принципа «единство во множестве» в Священном Предании Православной церкви. Вестник Чувашского университета, 4: 121–134.
Лункин Р.Н. 2018. Общественно-политическая роль религии в Европе: запрос на христианскую идентичность. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 11(4): 46–64. DOI: 10.23932/2542-0240-2018-11-4-46-64
Макаркин А. 2021. Критерии фундаментализма в Русском Православии. В кн.: Системные проблемы Православия: анализ, осмысление, поиск решений. Материалы второго семинара. М., Проект «Соборность»: 97–107.
Малахов В., Летняков Д. 2021. Постхристианское или постатеистическое общество? Некоторые особенности российского режима секулярности. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 39(1): 245–266.
Семенова В.Э., Семенова Л.Э. 2017. Христианская церковь в современном мире: ее сущность, традиция андроцентризма и новые тенденции. Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология, 1: 115–122. DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-115-122.
Филатов С. 2012. Патриарх Кирилл — два года планов, мечтаний и неудобной реальности. В кн.: Православная Церковь при новом патриархе. Под ред. А. Малашенко, С. Филатова. M., РОССПЭН, 9–68.
Чапнин С. 2021. Предисловие. Несколько слов о «церковном либерализме». В кн.: Системные проблемы Православия: анализ, осмысление, поиск решений. Материалы второго семинара. М., Проект «Соборность»: 7–9.
Шишков А. 2021. Кто скрывается в тени: контуры темной экклезиологии. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 39(2): 61–89.
Штекль К. 2018. Три модели церковно-государственных отношений в современной России. Государство, религия, церковь в России и за рубежом, 3: 195–223.
Просмотров аннотации: 50
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.