Диалог философии и религии в контексте современной социокультурной реальности: может ли философия быть «новой религией»?
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-4-839-846Ключевые слова:
мировоззрение, вера, знание, религия, философия, наука, миф, рациональное, иррациональное, всеединствоАннотация
Авторы исследуют ступени генезиса мировоззрения, проблемы его актуализации в современный период истории. Показано, что у человека можно выделить два важнейших способа постижения мира: иррациональный и рациональный, опирающиеся соответственно на веру и знание. Эволюция мировоззрения приводит к преобразованию человека иррационального (больше верящего) в человека рационального (больше знающего), и далее – к человеку рационально-иррациональному (с нарастающей актуализацией последнего). Если на первых этапах доминирующую роль играли миф, религия, а потом – наука, то в настоящее время интегрирующую роль в становлении целостного мировоззрения может осуществить философия. Философия стремится не к частичному, конкретному, относительному, внеценностному знанию, а к знанию полному, абсолютному, целостному и ценностному. Сделан вывод о том, что во всё более хаотизирующемся мире философия способна ассимилировать и научные, и религиозные идеи, интегрировать достижения всей человеческой культуры, став основой для становления всеединства.
Скачивания
Библиографические ссылки
Аристотель. 2021. Этика. Политика. Риторика. М., Эксмо, 544 с.
Благов С. А. 2011. Као-дай. В кн.: Философия буддизма: энциклопедия. М., Восточная лите-ратура, 1045 с.
Бубер М. 1995. Два образа веры. М., Республика, 464 с.
Казаков Е.Ф. 2021. Философия как «новая религия». В кн.: Философия в полицентричном мире. М., Логос: 801–804.
Конт О. 2003. Дух позитивной философии. М., Феникс, 256 с.
Лосев А. Ф. 2021. Диалектика мифа. М., АСТ, 448 с.
Перов С.А. 2012. Под каким Богом ходят люди? Россия сегодня. URL: https:// https://inosmi.ru/world/20121222/203658541.html (дата обращения: 05.01.22)
Поппер К. 2019. Вопросы познания природы. М., Едиториал УРСС, 208 с.
Пригожин И., Стенгерс И. 2021. Порядок из хаоса. М., Едиториал УРСС, 320 с.
Розанов В.В. 2021. Уединённое. Апокалипсис нашего времени. М., Мартин, 224 с.
Рорти Р. 2004. Универсализм, романтизм, гуманизм. М., РГГУ, 269 с.
Соловьёв В.С. 2010. Оправдание добра. М., Академический проект, 671 с.
Степанянц М.Т. 2009. Предисловие. В кн.: Индийская философия: энциклопедия. М., Восточ-ная литература, 950 с.
Тертуллиан К.С. Ф. 2011. Апология. М., Северо-Запад Пресс АСТ, 432 с.
Эко У. 1994. Средние века уже начались. Иностранная литература, 4: 258–267.
Ясперс К. 2017. Введение в философию. Философская автобиография. М., Канон+, 304 с.
Gavrilov O.F., Gavrilov E.O., Kazakov E. F. Markov V.I. 2020. Religion and Philosophy: Experi-ence and Perspectives of Interaction. Proceeding of the International Science and Technology Conference Solovev D.B., Savaley V.V., Bekker A.T., Petukhov V.I. (eds) "FarEastСon 2020". Smart Innovation, Systems and Technologies, 227: 39–49.
Cosgel M., Histen M., Miceli T. 2018. Tate and religion over time. Journal of comparative econom-ics, Vol. 46(1): 20-34.
Galina M. 2014. Globalization as new middle ages. Novyi mir. 4: 217–221.
Gritskevich T.I., Zolotukhin V.M., Kazakov E.F. 2019. Sociocultural grounds for transforming the concept of «man without essence». Smart Innovation, Systems and Technologies, 139: 743–751.
Kasper K. 2014. The Future of the Past The "New Middle Ages" in the Russian Contemporary Novel. Osteuropa, 64(7): 121–129.
Khanna P. 2009. Europe 2030: forward in the new Middle Ages. Internationale politik, 64 (5): 16–20.
Rozman M.P. 2017. The Meaning and Role of Religion in Postmodern Society and the Question of the Essence of the Religious Phenomenon. Bogoslovni vestnik-theological quarterly-ephemerides theologicae, 77(2): 289–302.
Просмотров аннотации: 127
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.