Легализация официального языка: советский вариант
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-558-568Ключевые слова:
язык, официальный язык, государственный язык, русский язык, родной язык, легализация языка, статус государственного языка, языковая дискриминация, языки народов, гарантииАннотация
Современный статус государственного языка конституционно определен ст. 68 и конкретизирован в специальном законодательстве. Однако сформированная правовая база
и легализованный принцип недопустимости дискриминации по языковому признаку (ст. 19) не гарантируют в полной мере защиту прав граждан. Кроме того, на фоне недостаточной исследованности проблема конституционно-правовых подходов формализации государственного языка актуализирована вхождением в Российскую Федерацию новых субъектов
и необходимостью гармонизации законодательства на всей территории многонациональной страны. По мнению автора, оформление и коррекция современного законодательства требует обращения к аналогичному правовому опыту Советского государства, территориально
и национально превосходящего Россию. В этой связи представлены результаты анализа конституционно-правовых норм СССР, формализующих вариации категории «язык», авторские выводы о положительных и отрицательных сторонах такой регламентации. Сделан вывод о том, что конституционно-законодательный подход Советского государства адекватен для правопреемства в современном регулировании юридического статуса языка, исключающего дискриминационные проявления как для самого языка, так и для многонационального населения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Артеменко О.И. 2008. Полиэтничность России: государственная образовательная и языковая политика. Вестник образования, 2: 4–54.
Belov S.A., Kropachev N.M. 2016. CHto nuzhno, chtoby russkij yazyk stal gosudarstvennym [What has to be doneto make the russian language national?] Zakon, 10: 100–112.
Доровских Е.М. 2007. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык». Журнал российского права, 12: 8–20.
Кабышев С.В. 2007. Проблемы реализации конституционно-правового института государственного языка Российской Федерации. Юрислингвистика, 8: 42–47.
Караман А.А. 2022. Отсутствие государственного языка в СССР как предпосылка «парада государственных языков» в союзных республиках. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право, 3: 10–25. https://doi.org/10.21869/2223-1501-2022-12-3-10-25
Курбанова З.М. 2017. К вопросу об определении конституционно-правового статуса государственных языков республик (в контексте национально-языкового регулирования в Республике Дагестан). Конституционное и муниципальное право, 4: 70–73.
Мархгейм М.В., Новикова А.Е. 2023. Государственные языки в конституциях республик в составе Российской Федерации: статусно-аксиологические сопряжения. Право и государство: теория и практика, 5(221): 210–212. DOI: 10.47643/1815-1337_2023_5_210
Мирзадинов Ж.О., Байжомартова К.А. 2023. Государственный язык и его правовой статус в национальных и многонациональных государствах. Интернаука, 7-2(277): 36–39.
Солодов А.В. 2004. Государственный язык Российской Федерации: проблемы легального определения. Российский юридический журнал, 3(43): 37–44.
Просмотров аннотации: 64
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.