Конституционная формализация языка в странах Восточной Европы
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-4-716-725Ключевые слова:
язык, официальный язык, государственный язык, конституция, гарантии, национальные меньшинства, субъективные праваАннотация
Актуальность вопроса правового статуса языка в государстве определена совокупностью конституционных и правозащитных факторов. В числе первых – формализация на государственном уровне официального языка, применяемого во всех направлениях государственной деятельности, вторые включают не только субъективные права, связанные с использованием родного языка, но и направления государственной правозащитной политики в данной сфере. Прикладным аргументом раскрытия заявленной темы выступают участившиеся в странах Восточной Европы нарушения субъективных прав граждан, связанные с реализацией родного языка на официальном государственном уровне. Вместе с тем отсутствуют специальные конституционно-сравнительные исследования в части легализации статуса языка, в том числе в указанной группе стран. В связи с этим цель данной работы состоит в выявлении в конституциях стран Восточной Европы норм о статусе различных видов языка в государстве, его сопряжениях с индивидуальными и коллективными субъектами социальной и публичной природы. Сделаны выводы об атрибутивном статусе языка на уровне государства; стандартном языковом многообразии (государственный, официальный, родной) и оригинальной единичной формулировке (язык, используемый в международном общении); конституционной аксиологии языка, выраженной в нормах, посвященных конституционному строю и правовому статусу личности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Батюшкина М.В. 2017. Государственные языки республик: к вопросу о моделировании статуса, функциональной роли и ситуациях употребления. Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates, 3(3): 113–128. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-113-128
Борисова Н.В. 2016. Политизация языка и языковая политика в этнических территориальных автономиях. Мировая экономика и международные отношения, 60(9): 67–75. DOI: 10.20542/0131-2227-2016-60-9-67-75
Доровских Е.М. 2007. К вопросу о разграничении понятий «государственный язык» и «официальный язык». Журнал российского права, 12: 8–20.
Жидикин А.А. 2017. Правовой статус государственных языков в зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование. Ежегодник российского образовательного законодательства, 17(12): 112–135.
Краснов Л.Н. 2019. К вопросу о государственной защите родных языков национальных меньшинств. Региональное и муниципальное управление: вопросы политики, экономики и права, 2(16): 60–70.
Мархгейм М.В. 2023. Государственный язык России: конституционно-правовые ракурсы и сопряжения. Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 3(154): 73–80.
Новикова А.Е. 2023. Конституционная формализация государственного языка в странах СНГ. Право и государство: теория и практика, 10(226): 132–135. DOI: http://doi.org/ 10.47643/1815-1337_2023_10_132
Новикова А.Е. 2024. Конституционная формализация языка в странах Африки. Право и государство: теория и практика, 5(233): 210–213. DOI: 10.47643/1815-1337_2024_5_210
Орешкина М.В. 2020. Официальный язык. Социолингвистика, 2(2): 124–137.
Петербургский М.Ю. 2020. Государственный язык, официальный язык и язык меньшинства: теоретико-правовые проблемы дефиниций и регулирования статуса в многонациональном государстве. Труды Института государства и права Российской академии наук, 5(15): 203–229. DOI: 10.35427/2073-4522-2020-15-5-peterburgsky
Просмотров аннотации: 4
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.