Аксиология вещного мира повседневной культуры эвенков (философский аспект)
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-1-174-180Ключевые слова:
эвенкийская повседневная культура, мир вещей, природный мир, аксилология, субъект-объектное мироотношение, символическое «присутствие», ценностное отношение, утилитарность, прагматизм, сакрализация, национально-этническая традиция, тунгусский костюм, декорирование, интеграция, трансформацияАннотация
В современном мире исходное значение и ценность вещи определяются ее многофункциональностью и утилитарной способностью быть частью удобоприемлемых комбинаторских решений, диапазон которых оптимизируется и дополняться нами в зависимости от контекста. Наш ответ лежит в плоскости понимания того, что для эвенкийской модели повседневности характерно не утилитарно-потребительское, доминантно-прагматичное отношение к природе и вещам, а парадигма сакрального-магического взаимодействия с природным и вещным мирами, на основе которого у эвенков исторически сложилась гармония «человек – мир». В общих чертах данную парадигму мы бы сформулировали так: это ценностное отношение к природе как основа миропонимания и мироощущения. Собственно, эта модель, на наш взгляд, обладая аксиологическим зарядом и глубокой философией природы, сформировала в ходе эволюции «собирательный образ» повседневной культуры эвенкийского этноса.
Скачивания
Библиографические ссылки
Адань. 2020. Аксиология человекоразмерности знания и культуры. В кн.: Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики: сборник докладов Всероссийской (с международным участием) научно- практической конференции (Белгород, 12 февраля 2020 г.). Белгород, БГИИК, 334 с.
Алехин К.Д. 2001. Этнокультурная характеристика локального сообщества. Проблемы коммуникативной культуры: на материале эвенков Суринды. Проблемы коммуникативной культуры. Дис. … канд. истор. наук. Новосибирск, 197 с.
Бодрийяр Ж. 1993. Система вещей. М., Рудомино, 123 с.
Болтански Л., Твено Л. 2000. Теоретические проблемы социологии и социальной антропологии. Социология критики и оправдания. Журнал социологии и социальной антропологии, 3: 66–83.
Борисов С.Н., Борисова О.В., Калинина Г.Н. 2016. Знание и наука: культурно-историческая эволюция и современность. Белгород, ООО «Иридис», 132 с.
Головко В.В. 2009. Сущность и содержание нравственной культуры. Нижневартовск, Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 170 с.
Гудков Л.Д. 1988. Культура повседневности в новейших социологических теориях. Общие проблемы культуры: Обзорная информация. М., Формкультура, 32 с.
Золотухина-Аболина Е.В. 2003. Повседневность и другие миры опыта. М., Ростов н/Д, МарТ, 192 с.
Капкан М.В. 2016. Культура повседневности. Екатеринбург, Изд-во Урал. ун-та, 110 с.
Серто М. де. 2013. Изобретение повседневности. Искусство делать. СПб., Изд-во Европейского ун-та в С.-Петербурге, 330 с.
Культурные локусы «города» и «деревни» в свете мир-системпого анализа: монография. 2016. Отв. ред. Е.Л. Антонова. Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 165 с.
Лелеко В.Д. 2002. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, 160 с.
Насу. 2019. Монгольский народный музыкальный инструмент моринхуур в культуре Китая (проблемный ракурс). Гуманитарные ведомости ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, 4(32): 76-84.
Рот Юлиана, Г. Коптельцева Г. 2006. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 36 с.
Рыбалкина П.В. 2017. Генезис проектного мышления в истории культуры. Наука. Искусство. Культура. Научный рецензируемый журнал БГИИК, 2(14): 76-80.
Просмотров аннотации: 80
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.