Вопросы трудоустройства российской молодёжи в условиях пандемии COVID-19: самозанятость и другие перспективы

Авторы

  • Виктор Михайлович Захаров Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Анна Викторовна Бовкунова Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-445-454

Ключевые слова:

молодёжь, образование, пандемия коронавируса, рынок труда, самозанятость, трудоустройство

Аннотация

Проблемы трудоустройства и занятости выпускников учебных заведений в настоящее время обнажаются довольно остро. Причины этого – нестабильность рынка труда, вызванная пандемией COVID-19, и высокая уязвимость в данных условиях молодёжи как социальной группы. Несмотря на многочисленность публикаций по данной тематике, выявлена недостаточность исследований влияния пандемии и иных глобальных изменений на молодёжную занятость. В связи с этим авторами поставлена цель – выявить основные характеристики трансформации рынка труда в период пандемии, влияющие на трудоустройство и занятость молодежи. В результате исследования выявлены преимущества, риски и перспективы для самозанятой работающей молодежи. Показано, что экономический кризис, связанный с COVID-19, может привести к частичному вытеснению молодых специалистов с рынка труда. Сделан вывод о том, что молодое поколение требует более пристального внимания со стороны государственной политики в области урегулирования трудовых отношений и трудового поведения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Виктор Михайлович Захаров , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор социологических наук, профессор кафедры социальных технологий и государственной службы института экономики и управления, профессор, директор института экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород, Россия

Анна Викторовна Бовкунова , Белгородский государственный национальный исследовательский университет

начальник отдела протокола аппарата ректора, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Налоговый кодекс Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».

Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)».

Закон Белгородской области от 08.05.2020 № 463 «О введении в действие специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на территории Белгородской области».

Вестник МОТ: COVID-19 и сфера труда. Четвертый выпуск. 24 с.

Гимпельсон В.Е., Капелюшников Р.И. 2005. Нестандартная занятость и российский рынок труда. М., ГУ ВШЭ. 36 с.

Горбушова К.С. 2014. Фриланс как форма занятости студентов высших учебных заведений. Университетское управление: практика и анализ, 3(91): 74–80.

Грушин Р.А. 2021. Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19. Молодой учёный, 10(325): 82–85.

Гурова М.И. 2012. Факторы, влияющие на выбор фриланса как формы самозанятости. Теория и практика общественного развития, 7: 57–60.

Зубок Ю.А., Чупров, В.И. 2019. Саморегуляция смысложизненных ценностей в культурном пространстве молодёжи. Вестник Института социологии, 10(4): 166 с.

Измайлова М.О. 2022. Влияние пандемии коронавируса на поступление налогов от самозанятых граждан в Российской Федерации. Финансовый журнал, 14(2): 55–72.

Калинина А.В. 2017. Самозанятость как форма предпринимательской деятельности. В кн.: Инновационные процессы в научной среде: сборник статей международной научно-практической конференции. Пермь: 78–81.

Карпенко Е.З. 2015. Сверхзанятость учащейся молодежи как фактор снижения качества человеческого капитала. Региональные проблемы преобразования экономики, 8: 69–75.

Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Ломтева Е.В. 2020. Трудоустройство и особенности занятости молодежи в период пандемии. Экономическое развитие России. Том 27. № 12: 70–73.

Коршунов А.В. 2011. Современная российская молодежь на рынке труда в условиях социально-экономической нестабильности и неопределенности. Теория и практика общественного развития, 8: 54–57.

Красова Е.В. 2012. Иностранная рабочая сила в мировой и региональной экономике: современные аспекты государственного регулирования. Владивосток, Изд-во ВГУЭС, 211 с.

Красова Е.В. 2017. Основные черты студенческой занятости в регионах России (на примере Владивостока и других городов). Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования, 3(1): 266–285.

Кузьмина А.Г. 2017. Возрастающая роль самозанятости в системе современных трудовых траекторий молодежи: фактор обеспечения равновесия или процесс укрупнения теневого рынка труда? В кн.: Развитие общественных наук российскими студентами: сборник научных трудов конференции. Краснодар: 65–69.

Маслюкова Е.В., Мокроусова Д.И., Покусаенко М.А. 2021. Прекаризация занятости молодежи в контексте последствий пандемии COVID-19. Russian Journal of Economics and Law, 15(3): 440–454.

Ожиганова Е.М. 2015. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний, 1:

–97.

Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. 2014. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов. Вопросы образования, 2: 152–179.

Смола Н.В. 2014. Молодёжь как уязвимая группа на рынке труда. Материалы международной научно-практической конференции: 94–98.

Стребков Д.О., Шевчук А.В. 2015. Трудовые стратегии самозанятых профессионалов (фрилансеров). Мир России, 1: 72–100.

Харченко В.С. 2013. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики и новые смыслы. Вопросы образования, 3: 92–104.

Черкасов В.Е., Ваховский Е.В. 2012. Нетрадиционных формы занятости в условиях постиндустриальной экономики. Вестник Поволжской академии государственной службы, 2(31): 205–212.

Davidson C.N. 2011. Now You See It: How Technology and Brain Science Will Transform Schools and Businesses for the 21st Century. New York: Viking. 352 p.

Davis S.N., Shevchuk A., Strebkov D. 2014. Pathways to Satisfaction with Work – Life Balance: The Case of Russian-Language Internet Freelancers. Journal of Family and Economic, 35: 542–556.

Drozdikova-Zaripova A.R., Kalatskaya N.N., Kostyunina N.Y. 2015. The Research of Educational Motivation of Working and Nonworking Russian Students. Review of European Studies, 7(5): 108–117.


Просмотров аннотации: 182

Поделиться

Опубликован

2022-10-03

Как цитировать

Захаров , В. М., & Бовкунова , А. В. (2022). Вопросы трудоустройства российской молодёжи в условиях пандемии COVID-19: самозанятость и другие перспективы. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 47(3), 445-454. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-445-454

Выпуск

Раздел

Социология и социальные технологии