Образ Фауста в творчестве Ференца Листа как воплощение романтического героя
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-373-380Ключевые слова:
Фауст, концепт-образ, романтический геройАннотация
В данной работе мы стремимся выявить сущность музыкального образа «Фауст» в творчестве Ференца Листа на примере Сонаты H-moll. Обращаясь к трагедии Гёте, композитор обращается не к сюжету, но к образу страстного человеческого ума и сердца и философским вопросам гения, с одной стороны. С другой – как человек своего времени Лист синтезирует гётевскую проблему кризиса познания с романтическим противоречием, лежащим в основе явления в целом. Мы приходим к выводу о том, что композитор осмысляет культурный архетип Фауста и представляет свою концепцию, которая сочетает черты гуманистической трактовки Гёте и типичные черты героя романтической эпохи. Выведены черты концепта «Фауст» по Листу. В контексте проблематики статья является междисциплинарным исследованием, включающим культурологические и музыковедческие методы, что позволяет более полно раскрыть тему.
Скачивания
Библиографические ссылки
Вартанов С.Я. 2008. Сцены из «Фауста», или загадка сонаты Листа h-moll. Фортепиано, 1: 25–31
Есман О.С., Калинина Г.Н. 2018. Идейная программность как средство воплощения концепт-образов в творчестве Ф. Листа. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики, 1: 249–254. Есман О.С, Кузнецова А.В. 2017. Экспликация романтического образа в сонатной форме Ф. Листа. Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики, 4: 70-75.
Кенигсберг А.К. 2004. «Фаустовская» тема в творчестве Ф. Листа. Гете и музыка: 127–134. Кенигсберг А.К., Михеева Л.В. 2000. 111 симфоний. Спб., Культ-информ-пресс, 671 с. Мильштенй Я.И. 1956. Ф. Лист. М., Музыка, 598 с.
Невская Н.Г. 2011. Претворение фаустовской темы в музыке XIX век: проблемы жанра. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Ростов-на-Дону, 25 с.
Петрова О.И. 2007. Природа музыкального образа. Автореф. дис. канд. философ. наук. Чебоксары, 30 с.
Семенищева О.А. 2005. Трансформация образа художника: от Возрождения к постмодерну (философско-культурологический анализ). Автореф. дис. канд. искусствоведения. Саратов, 23 с.
Семыкин В.Г. 2017. Одночастная фортепианная соната XIX – первой трети XX столетия: композиционно-драматургические аспекты. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Москва, 25 с.
Степанова Н.Н. 2001. Романтизм как культурно-исторический тип: опыт междисциплинарного исследования. URL: http://anthropology.ru/ru/text/stepanova-nn/romantizm-kak-kulturno-istoricheskiy-tip-opyt-mezhdisciplinarnogo-issledovaniya (дата обращения: 17.02.2022)
Ферман В.Э. 1940. История новой западно-европейской музыки. М., Л., Гос. Муз. изд., 454 с.
Цуккерман В.А. 1984. Соната си минор Ф. Листа. М., Музыка, 112 с.
Эстетика немецких романтиков. 1987. М., Искусство, 733 с.
Ярош О.В. 2010. Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гёте. Автореф. дис. канд. искусствоведения. Новосибирск, 27 с.
Locke R.P. 2006. Liszt on the Artist in Society. Franz Liszt and his world. Princeton: 291–302.
Просмотров аннотации: 149
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.