Перспективы этической кодификации в сфере высшего образования в условиях цифровизации
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-3-625-632Ключевые слова:
цифровизация высшего образования, профессиональная этика, академический этос, цифровая этика, кодекс профессиональной этикиАннотация
Процессы цифровизации современного высшего образования нуждаются в гуманитарном осмыслении, что поможет предотвратить дегуманизацию и технологизацию высшего образования, разрешить аксиологические противоречия между знанием и информацией. Одним из средств такого осмысления является профессиональная этика. Цель исследования заключается в определении перспектив этической кодификации в сфере высшего образования.
В работе проанализированы этико-нормативные подходы к формированию кодексов профессиональной этики в пространстве высшего образования, определены этические модели, формирующие структуру кодекса; описаны наиболее актуальные функции современного профессионального кодекса; выделены этико-нормативные особенности кодекса для сферы высшего образования. Результаты показали, что степень эффективности кодекса профессиональной этики в сфере высшего образования зависит от выбора модели этического кодекса (определено, что модель «этики предпочтений» более эффективна, чем модель «этики ограничений»). Сделан вывод о том, что перспективы этической кодификации в высшем образовании значительно расширяются в связи с такими факторами, как цифровизация образования, меняющая нравственные и культурные основы высшего образования, и ситуативный характер этических норм и правил, которые необходимо корректировать, учитывая трансформацию ценностей в сфере высшего образования
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Бакштановский В.И. 2009. Идея проектирования профессионально-этического кодекса: мировоззренческий ярус. Этический кодекс университета. Ведомости прикладной этики, 34: 96–113.
Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. 2009. Университетская этика: заповедная? корпоративная? профессиональная? Философские науки, 8: 29-44.
Валеева Г. В. 2021. Этические проблемы цифровизации высшего образования (аналитический обзор современных исследований). Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2 (38): 51–61.
Марков Б. В. 2020. Образование в цифровую эпоху: опыт философского осмысления. Непрерывное образование: XXI век, 3 (31): 1-12. DOI: 10.153937j5.art.2020.6051
Назарова Ю.В. 2024. Дилеммы цифровизации в культурной парадигме образования: аксиологический контекст. Манускрипт, 17 (4): 649-653.
Прокофьев А.В. 2021. Этика профессора в цифровом университете. Ведомости прикладной этики, 58: 31–53.
Розин В. М. 2013. Образование в условиях модернизации и неопределенности. М., ЛИБРОКОМ, 78 с.
Розин В.М. 2022. Тьюторское образование: смысл, содержание и место в трансформирующемся современном образовании. Современное образование, 4: 27–42. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.4.39573.
Росатом предложил выработать единый цифровой этический кодекс стран ЕАЭС. 03.02.2023. URL: https://tass.ru/obschestvo/16955851 (дата обращения: 08.09.2025).
Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И.В., Заславский И.М., Карлов И.А., Мерцалова Т.А., Сергоманов П.А., Фрумин И.Д. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования. 2019. М., Изд. дом Высшей школы экономики, 343 с.
Хоманн, К. Экономическая этика и этика предпринимательства. 2013. М., Директ-Медиа, 227 с.
Храпов С.А., Баева Л.В. 2021. Философия рисков цифровизации образования: когнитивные риски и пути создания безопасной коммуникативно-образовательной среды. Вопросы философии, 4: 17–26. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-4-17-26.
Шишкова А.В. 2019 Цифровая этика в современном образовательном процессе. Социально-гуманитарные знания, 2: 68–76.
Этическое регулирование в академической среде: материалы международной научно-практической конференции. 2009. М., МАКС Пресс, 214 с.
Этический кодекс Московского государственного университета им. Ломоносова. 2009. URL: https://www.law.msu.ru/uploads/files/eticheskij_kodeks_MSU%281%29.pdf (дата обращения: 11.09.2025)
Хартия (кодекс этики) работников НИУ ВШЭ. 2020. URL: https://www.hse.ru/info/code-of-conduct (дата обращения: 11.09.2025)
References
Bakshtanovskii V.I. 2009. Ideya proektirovaniya professional'no-eticheskogo kodeksa: mirovozzrencheskii yarus [The Idea of Designing a Professional and Ethical Code: a Worldview Level]. Eticheskii kodeks universiteta. Vedomosti prikladnoi etiki, 34: 96–113.
Bakshtanovskii V.I., Sogomonov Yu.V. 2009. Universitetskaya etika: zapovednaya? korporativnaya? professional'naya? [University Ethics: Sacred? Corporative? Professional?] Filosofskie nauki, 8: 29-44.
Valeeva G. V. 2021. Eticheskie problemy tsifrovizatsii vysshego obrazovaniya (analiticheskii obzor sovremennykh issledovanii) [Ethical problems of digitalization of higher education (analytical review of current research)]. Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L.N. Tolstogo, 2 (38): 51–61.
Markov B. V. 2020. Obrazovanie v tsifrovuyu epokhu: opyt filosofskogo osmysleniya [Digitalization and education in the mirror of philosophical reflection]. Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek, 3 (31): 1-12. DOI: 10.153937j5.art.2020.6051
Nazarova Yu.V. 2024. Dilemmy tsifrovizatsii v kul'turnoi paradigme obrazovaniya: aksiologicheskii kontekst [Dilemmas of digitalization in the cultural paradigm of education: An axiological context]. Manuskript, 17 (4): 649-653.
Prokof'ev A.V. 2021. Etika professora v tsifrovom universitete [Ethics of a professor in a digital university]. Vedomosti prikladnoi etiki, 58: 31–53.
Rozin V. M. 2013. Obrazovanie v usloviyakh modernizatsii i neopredelennosti [Education in the context of modernization and uncertainty.] M., LIBROKOM, 78 p.
Rozin V.M. 2022. T'yutorskoe obrazovanie: smysl, soderzhanie i mesto v transformiruyushchemsya sovremennom obrazovanii [Tutoring Education: Meaning, Content, and Place in the Transforming Modern Education. Modern Education]. Sovremennoe obrazovanie, 4: 27–42. DOI: 10.25136/2409-8736.2022.4.39573.
Rosatom predlozhil vyrabotat' edinyi tsifrovoi eticheskii kodeks stran EAES. 03.02.2023. Available at: https://tass.ru/obschestvo/16955851 (accessed: 11 September 2025)
Uvarov A.Yu., Geibl E., Dvoretskaya I.V., Zaslavskii I.M., Karlov I.A., Mertsalova T.A., Sergomanov P.A., Frumin I.D. Trudnosti i perspektivy tsifrovoi transformatsii obrazovaniya. 2019. M., Izd. dom Vysshei shkoly ekonomiki, 343 p. DOI:10.17323/978-5-7598-1990-5.
Khomann, K. Ekonomicheskaya etika i etika predprinimatel'stva. [K. Homann, F.Blome-Drees Wirtschafts- und Unternehmensethik] 2013. M., Direkt-Media, 227 p.
Khrapov S.A., Baeva L.V. 2021. Filosofiya riskov tsifrovizatsii obrazovaniya: kognitivnye riski i puti sozdaniya bezopasnoi kommunikativno-obrazovatel'noi sredy [Risk Philosophy of Education Digitalization: Cognitive Risks and Ways to Create na Secure Communicative Educational Environment]. Voprosy filosofii, 4: 17–26. DOI: 10.21146/0042-8744-2021-4-17-26.
Shishkova A.V. 2019 Tsifrovaya etika v sovremennom obrazovatel'nom protsesse. .[Data ethics in modern educational process] Sotsial'no-gumanitarnye znaniya, 2: 68–76.
Eticheskoe regulirovanie v akademicheskoi srede: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 2009. M., MAKS Press, 214 p.
Eticheskii kodeks Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. Lomonosova [Ethical Code of Lomonosov Moscow State University.]. 2009. Available at: https://www.law.msu.ru/ uploads/files/eticheskij_kodeks_MSU%281%29.pdf (accessed: 11 September 2025)
Khartiya (kodeks etiki) rabotnikov NIU VShE. 2020. [Charter (code of ethics) of HSE employees.] Available at: https://www.hse.ru/info/code-of-conduct (accessed: 11 September 2025)
Просмотров аннотации: 0
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
