Влияние цифровизации на формирование религиозной идентичности современного общества
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-172-184Ключевые слова:
современное общество, человек, начало XXI века, религиозная идентичность, религия, цифровизация, цифровая религия, социальные сети, интернет, технологииАннотация
Цифровые технологии кардинально изменили повседневность человека, перенеся её в виртуальное пространство, что требует от всех, включая исследователей этой сферы, освоения новых навыков и компетенций. Не обошли стороной данные технологии и религиозную жизнь многих крупных конфессий и деноминаций. Однако ещё нет точных ответов на вопросы о влиянии цифровизации на формирование религиозной идентичности и о негативных последствиях цифровизации. Цель исследования заключается в определении положительных и негативных последствий цифровизации в формировании религиозной идентичности современного общества.
В работе раскрыты процессы формирования религиозной идентичности в доцифровую эпоху и показаны изменения, которые внесла в них цифровизация. В результате исследования выявлены положительные (быстрый доступ ко всем религиозным материалам, цифровое общение со священнослужителем и с религиозной общиной) и негативные (увеличение конфликтных разногласий между сторонниками и противниками цифровизации, упрощение религиозных норм, уменьшение личной связи и взаимодействия между верующими, проблемы конфиденциальности данных при онлайн-участии в ритуалах, распространение деструктивных и экстремистских материалов для массового привлечения новых адептов и уничтожения традиционных конфессий) аспекты влияния цифровизации на формирование религиозной идентичности; акцентировано внимание на механизмах противодействия негативному влиянию цифровизации. Сделан вывод о том, что через цифровое просвещение, чёткую позицию по отношению к цифровым технологиям со стороны религиозного духовенства и противодействие религиозной деструкции в цифровом пространстве можно свести к минимум все негативные стороны влияния цифровизации на формирование религиозной идентичности.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Бион У. 2009. Элементы психоанализа. М., Когито-Центр, 127 с.
Бион У. 2017. Научение через опыт переживания. М., Когито-Центр, 218 с.
Брентано Ф. 1996. Психология с эмпирической точки зрения. Избранные работы. М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество. С. 10-91.
Винникот Д.В. 2017. Игра и реальность. М., Институт общегуманитарных исследований, 208 с.
Гадамер Х.Г. 1988. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М., Прогресс, 704 с.
Гуссерль Э. 2005a. Картезианские медитации. Избранные работы. М., Издательский дом «Территория будущего», С. 377-442.
Гуссерль Э. 2005b. Феноменологическая психология. Избранные работы. М., Издательский дом «Территория будущего», С. 297-340.
Левинас Э. 1998. Время и другой. Гуманизм другого человека. Спб., Высшая религиозно-философская школа, 264 с.
Мерло-Понти М. 2001. Знаки. М., Искусство, 429 с.
Мерло-Понти М. 2006. Видимое и невидимое. М., Логвинов, 400 с.
Фрейд З. 1991. Массовая психология и анализ человеческого Я. Фрейд З. Труды разных лет. Кн.1. Тбилиси, Мерани, С. 71–138.
Фрейд З. 2013. Недовольство культурой. М., Фолио, 224 с.
Фрейд З. 2014. Я и Оно. М., Эксмо, 864 с.
Хайдеггер М. 2015. Бытие и время. М., Академический проект, 460 с.
Binswanger L. 1993. Grundformen und Erkennhis menschlichen Daseins. Binswanger L. Ausgewählte Werke: in 4 Bänden. Bd. 2. Heidelberg, Asanger, S. 13–639.
Brown L.J. 2011. Intersubjective Processes and the Unconscious. An Integration of Freudian, Kleinian and Bionian Perspectives. London, New York, Routledge, 267 p.
Civitarese G. 2021. Intersubjectivity and analytic field theory. Journal of the American Psychoanalytic Association. 69(5):853-893. DOI: 10.1177/00030651211044788
Ulijee R. 2023. The unconscious and the transcendental: Husserlian phenomenology in intersubjective systems theory. Frontiers in Psychology, Nov: 1-10.
Stolorow R.D. 2011. World, affectivity, trauma: Heidegger and post-Cartesian psychoanalysis. New York, Routledge, 121 p.
Stolorow R.D., Atwood G.E. 2019. The power of phenomenology: psychoanalytic and philosophical perspectives. New York, Routledge, 152 p.
References
Bion U. 2009. Elementy psikhoanaliza [Elements of psychoanalysis]. Moscow, Kogito-Tsentr, 127 p. (Bion W.R. 1963. Elements of Psychoanalysis. William Heinemann, 116 p.)
Bion U. 2017. Nauchenie cherez opyt perezhivaniya [Learning from Expirience]. Moscow, Kogito-Tsentr, 218 p. (Bion W.R. 1962. Learning from Expirience. William Heinemann, 123 p.)
Brentano F. 1996. Psikhologiya s empiricheskoii tochki zreniya [Psychology from an Empirical Standpoint]. Izbrannye raboty. M., Dom intellektual'noi knigi, Russkoe fenomenologicheskoe obshchestvo: 10-91. (Brentano F. 1874. Psychologie vom empirischen Standpunkte. Verlag von Duncker&Humbolt, 379 p.)
Vinnikot D.V. 2017. Igra i real'nost' [Playing and reality]. Moscow, Institut obshchegumanitarnykh issledovanii, 208 p. (Winnicott D.W. 1971. Playing and reality. Tavistock Publications, 151 p.)
Gadamer H.G. 1988. Istina i metod: Osnovy filosofskoj germenevtiki [Truth and method]. Moscow, Progress, 704 p. (Gadamer H. G. 1960. Wahrheit und Methode.Mohr, 512 p.)
Gusserl' E. 2005a. Kartezianskie meditatsii [Cartesian Meditations]. Izbrannye raboty. Moscow, Izdatel'skii dom «Territoriya budushchego»: 377-442. (Husserl E. 1986. Méditations cartésiennes, trad. E. Lévinas et G. Pfeiffer, Vrin, Nouv. Ed. J.Vrin, 136 p.)
Gusserl' E. 2005b. Fenomenologicheskaya psikhologiya [Phenomenological Psychology]. Izbrannye raboty. Moscow, Izdatel'skij dom «Territoriya budushchego»: 297-340. (Husserl E. 2003. Phänomenologische Psychologie. Hrsg. v. Dieter Lohmar. Meiner, 286 p.)
Levinas E. 1998. Vremya i drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and the Other]. Saint Petersburg, Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola, 264 p. (Levinas E. 1983. Le temps et l'autre. PUF, 578 p.)
Merlo-Ponti M. 2001. Znaki [Signs]. Moscow, Iskusstvo, 429 p. (Merleau_Ponty M. 1960. Signes. NRF, Gallimard, 343 p.)
Merlo-Ponti M. 2006. Vidimoe i nevidimoe [The visible and the invisible]. Moscow, Logvinov, 400 p. (Merleau_Ponty M. 1964. Le Visible et l’invisible. Cl. Lefort, Gallimard, 361 p.)
Freid Z. 1991. Massovaya psihologiya i analiz chelovecheskogo Ya [Group psychology and the analisys of Ego]. Freid Z. Trudy raznyh let. Kn.1. Tbilisi, Merani: 71–138. (Freud S. 1921 Massenpsychologie und Ich-Analyse. Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 154 p.)
Freid Z. 2013. Nedovol'stvo kul'turoi [Culture and its discontents]. Moscow, Folio, 224 p. (Freud S. 1930 Das Unbehagen in der Kultur. Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 136 p.)
Freid Z. 2014. Ya i Ono. [The Ego and The Id]. Moscow, Eksmo, 864 p. (Freud S. 1923 Das Ich und das Es. Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 83 p.)
Khajdegger M. 2015. Bytie i vremja [Being and Time]. Moscow, Akademicheskii proekt, 460 p. (Heidegger M. 1972. Sein und Zeit. Tübingen, M. Niemeyer, 437 p.)
Binswanger L. 1993. Grundformen und Erkennhis menschlichen Daseins. [Basic forms and knowledge of human existence]. Binswanger L. Ausgewählte Werke: in 4 Bänden. Bd. 2. Heidelberg, Asanger: 13–639.
Brown L.J. [Intersubjective Processes and the Unconscious. An Integration of Freudian, Kleinian and Bionian Perspectives]. 2011. London, New York, Routledge, 267 p.
Civitarese G. 2021. Intersubjectivity and analytic field theory. Journal of the American Psychoanalytic Association, 69(5): 853-893. DOI: 10.1177/00030651211044788
Ulijee R. 2023. The unconscious and the transcendental: Husserlian phenomenology in intersubjective systems theory. Frontiers in Psychology, Nov: 1-10.
Stolorow R.D. [World, affectivity, trauma: Heidegger and post-Cartesian psychoanalysis]. 2011. New York, Routledge, 121 p.
Stolorow R.D., Atwood G.E. [The power of phenomenology: psychoanalytic and philosophical perspectives]. 2019. New York, Routledge, 152 p.
Просмотров аннотации: 6
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.