Отношение специалистов учреждений социальной защиты к использованию цифровых технологий в превенции девиантного поведения подростков
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-32-42Ключевые слова:
интернет, подростковые девиации, превенция девиантного поведения, цифровые технологииАннотация
В настоящее время происходит объединение реального и цифрового пространств, что создает новую гибридную среду взаимодействия для молодежи. Ввиду психологических особенностей молодые люди, особенно подростки, не всегда могут противостоять влиянию деструктивной информации, транслируемой в интернете, что может привести к формированию девиантного поведения. Данное обстоятельство требует особого внимания со стороны специалистов социозащитных учреждений, занимающихся превенцией девиантности подростков. Касается это не только выявления факторов риска, но и применения цифровых технологий в превентивной работе. Однако востребованность и опыт такой работы в России практически не изучены. Целью исследования стало выявление востребованности цифровой превентивной работы с подростками, проблем и перспектив развития на основе практического опыта специалистов социозащитных учреждений. В экспертном интервью приняли участие 23 специалиста, работающие с подростками, имеющими девиантный опыт. Исследование показало, что интернет воспринимается специалистами как среда, упрощающая усвоение девиантных образцов поведения; цифровые технологии в превенции используются ограниченно, поскольку специалисты считают традиционные методы индивидуальной работы более привычными и результативными. К основным проблемам применения цифровых технологий отнесены загруженность специалистов и, как следствие, нехватка времени для изучения инновационных практик; быстрое распространение новых видов девиаций; сложность диагностики ситуации подростков посредством виртуального общения. Перспективным специалистам видится использование чатов с интеграцией чат-ботов, применение игровых практик, создание специализированных программ ведения отчетности, а также углубленная подготовка специалистов к работе с использованием цифровых технологий.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Алексеев Д.Е., Богданов М.Н., Иваняков Р.И. 2020. Антинаркотическое волонтерское движение. Образование. Наука. Научные кадры, 3: 17–19. DOI 10.24411/2073-3305-2020-10127.
Богданович Н.В., Делибалт В.В. 2022. Цифровые компетенции психологов в области профилактики девиантного поведения. Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2022): Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 17–18 ноября 2022 года / Под редакцией В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва: Московский государственный психолого-педагогический университет: 282–296.
Василенко Л.А., Мещерякова Н.М. 2023. Гибридность цифрового общества: инновационная реальность или утопия? Философия науки и техники, 28(1): 48–65. DOI:10.21146/2413-9084-2023-28-1-48-65.
Гайворонская И.Б., Фомина Т.Ф., Аманжолова Б.А. 2020. Вербовка в экстремистские и террористические организации посредством сети Интернет. Психология и право, 4: 152–165. DOI: 10.17759/psylaw.2020100411.
Душкина М.Р., Чирикина Р.В. 2019. Интерактивные методы коммуникации и обучения студентов работе с подростками и молодежью с девиантным поведением. Психология и право, 9(3):
–83. DOI 10.17759/psylaw.2019090306.
Иванова М.М. 2020. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(4): 429–442. DOI 10.21638/spbu12.2020.405.
Каирова И.А., Кошман М.В., Тимохин Н.Н. 2023. Исследование отношения молодежной аудитории к блогерам и контенту в социальных медиа. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(5): 27–37. DOI 10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37.
Кольцова Е.А., Карташкова Ф.И. 2022. Мультимодальный характер цифровой коммуникации: функционирование эмодзи в межличностном общении. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика, 13(3): 769-783. DOI 10.22363/2313-2299-2022-13-3-769-783.
Комарова Э.П., Полухина О.П., Сун Я.Я. 2020. Подготовка будущих педагогов к превенции девиантного поведения обучающихся в цифровой образовательной среде. В кн.: Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием, Рязань, 09–10 апреля 2020 года: 326–332.
Мышко Ф.Г., Титор С.Е. 2022. Повышение медиаграмотности детей как механизм их защиты от деструктивной информационной среды. Психология и педагогика служебной деятельности, 4: 170-173. DOI 10.24412/2658-638X-2022-4-170-173.
Никитская Е.А. 2021. Обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних и профилактика делинквентного поведения как необходимая компетенция специалистов социальной сферы. Вестник экономической безопасности, 1: 330–333. DOI 10.24412/2414-3995-2021-1-330-333.
Позднякова М.Е., Брюно В.В. 2022. Трансформация моделей наркопотребления в российской федерации в условиях распространения коронавирусной инфекции. Вестник Института социологии, 13(4): 192–216. DOI 10.19181/vis.2022.13.4.856.
Рахманова Е.Н., Берестовой А.Н., Цветков П.В. 2023. Треш-стрим – форма сетевой агрессии: уголовно-правовой анализ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России, 1(97): 137-143. DOI 10.35750/2071-8284-2023-1-137-143.
Ряховская А.Ю., Образ Н.Н. 2024. Виртуальные технологии как средство повышения эффективности языковой подготовки поколения Z. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2 (70): 243–250.
Стяжкина С.А. 2023. Виктимологическая профилактика преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних в сети интернет. Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право», 33(1): 155–160. DOI 10.35634/2412-9593-2023-33-1-155-160.
Сысоева Т.А., Ярошевская С.В. 2022. Что дети делают онлайн? анализ исследований цифровых практик современных подростков. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 2: 153–173. DOI 10.11621/vsp.2022.02.07.
Храмцова Ф.И., Терехова А.И., Андрейковец Е.М. 2021. Интернет-портал как информационный ресурс профилактики наркомании среди молодежи. Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 4-1(55): 6–9. DOI 10.24412/2500-1000-2021-4-1-6-9.
Hickey G., Dunne C., Maguire L., McCarthy N. An Exploration of Practitioners' Experiences of Delivering Digital Social Care Interventions to Children and Families During the COVID-19 Pandemic: Mixed Methods Study. JMIR Form Res. 2023 Apr 28;7:e43498. DOI: 10.2196/43498.
Pawluczuk, A., Hall, H., Webster, G., & Smith, C. (2019). Digital youth work: youth workers’ balancing act between digital innovation and digital literacy insecurity. In Proceedings of ISIC: The Information Behaviour Conference.
References
Alekseev D.E., Bogdanov M.N., Ivanyakov R.I. 2020. Antinarkoticheskoe volonterskoe dvizhenie [Anti-drug Volunteer Movement]. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry, 3: 17-19. DOI: 10.24411/2073-3305-2020-10127.
Bogdanovich N.V., Delibalt V.V. 2022. Cifrovye kompetencii psihologov v oblasti profilaktiki deviantnogo povedeniya [Digital competencies of psychologists in the field of prevention of deviant behavior]. Collection of articles of the III All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, Moscow, November 17-18, 2022. Ed. V.V. Rubtsov,
M.G. Sorokova, N.P. Radchikova. Moscow, Moscow State Psychological and Pedagogical University: 282-296.
Vasilenko L.A., Meshcheryakova N.M. 2023. Gibridnost' cifrovogo obshchestva: innovacionnaya real'nost' ili utopiya? [Digital hybridity: innovative reality or utopia?] Filosofiya nauki i tekhniki, 28(1): 48-65. DOI: 10.21146/2413-9084-2023-28-1-48-65.
Gajvoronskaya I.B., Fomina T.F., Amanzholova B.A. 2020. Verbovka v ekstremistskie i terroristicheskie organizacii posredstvom seti Internet [Online recruitment into extremist and terrorist organizations]. Psihologiya i pravo, 4: 152-165. DOI: 10.17759/psylaw. 2020100411.
Dushkina M.R., Chirikina R.V. 2019. Interaktivnye metody kommunikacii i obucheniya studentov rabote s podrostkami i molodezh'yu s deviantnym povedeniem [Interactive methods of communication and teaching students to work with adolescents and youth with deviant behavior]. Psihologiya i pravo, 9(3): 72-83. DOI 10.17759/psylaw.2019090306.
Ivanova M.M. 2020. Problemy i perspektivy razvitiya cifrovyh tekhnologij v social'noj rabote s molodezh'yu [Problems and prospects for the development of digital technologies in social work with young people]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya, 13(4): 429–442. DOI: 10.21638/spbu12.2020.405.
Kairova I.A., Koshman M.V., Timohin N.N. 2023. Issledovanie otnosheniya molodezhnoj auditorii k blogeram i kontentu v social'nyh media [Research on the attitude of youth audiences towards bloggers and content on social media]. Innovacionnaya nauka: psihologiya, pedagogika, defektologiya, 6(5): 27-37. DOI: 10.23947/2658-7165-2023-6-5-27-37.
Kol'cova E.A., Kartashkova F.I. 2022. Mul'timodal'nyj harakter cifrovoj kommunikacii: funkcionirovanie emodzi v mezhlichnostnom obshchenii [Digital communication and multimodal features: functioning of emoji in interpersonal communication]. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Teoriya yazyka. Semiotika. Semantika, 13(3): 769-783. DOI: 10.22363/2313-2299-2022-13-3-769-783.
Komarova E.P., Poluhina O.P., Sun Ya.Ya. 2020. Podgotovka budushchih pedagogov k prevencii deviantnogo povedeniya obuchayushchihsya v cifrovoj obrazovatel'noj srede [Preparation of future teachers for the prevention of deviant behavior of students in the digital educational environment]. In: Psychology of the XXI century: challenges, searches, development vectors: collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists with International Participation, Ryazan, April 09-10, 2020: 326-332.
Myshko F.G., Titor S.E. 2022. Povyshenie mediagramotnosti detej kak mekhanizm ih zashchity ot destruktivnoj informacionnoj sredy [Increasing media literacy of children as a mechanism of their protection from the destructive information environment]. Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti, 4: 170-173. DOI: 10.24412/2658-638X-2022-4-170-173.
Nikitskaya E.A. 2021. Obespechenie informacionnoj bezopasnosti nesovershennoletnih i profilaktika delinkventnogo povedeniya kak neobhodimaya kompetenciya specialistov social'noj sfery [Ensuring the information security of minors and the prevention of delinquent behavior as a necessary competence of specialists in the social sphere]. Vestnik ekonomicheskoj bezopasnosti, 1: 330-333. DOI: 10.24412/2414-3995-2021-1-330-333.
Pozdnyakova M.E., Bryuno V.V. 2022. Transformaciya modelej narkopotrebleniya v rossijskoj federacii v usloviyah rasprostraneniya koronavirusnoj infekcii [Transformation of drug behaviour patterns in the Russian Federation in the context of the spread of coronavirus infection]. Vestnik Instituta sociologii, 13(4): 192-216. DOI: 10.19181/vis.2022.13.4.856.
Rahmanova E.N., Berestovoj A.N., Cvetkov P.V. 2023. Tresh-strim – forma setevoj agressii: ugolovno-pravovoj analiz [Thrash-streaming as a form of online aggression: a criminal law analysis]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii, 1(97): 137-143. DOI 10.35750/2071-8284-2023-1-137-143.
Ryahovskaya A.Yu., Obraz N.N. 2024. Virtual'nye tekhnologii kak sredstvo povysheniya effektivnosti yazykovoj podgotovki pokoleniya Z [Virtual technologies as a means to improve the effectiveness of language training of generation Z students]. Uchenye zapiski. Elektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (70): 243-250.
Styazhkina S.A. 2023. Viktimologicheskaya profilaktika prestuplenij, sovershaemyh v otnoshenii nesovershennoletnih v seti internet [Victimological prevention of crimes committed against minors on the internet]. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya «Ekonomika i pravo», 33(1): 155-160. DOI: 10.35634/2412-9593-2023-33-1-155-160.
Sysoeva T.A., Yaroshevskaya S.V. 2022. Chto deti delayut onlajn? analiz issledovanij cifrovyh praktik sovremennyh podrostkov [What are kids doing online? Evidence from studies on adolescents’ digital practices]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya, 2: 153-173. DOI: 10.11621/vsp.2022.02.07.
Hramcova F.I., Terekhova A.I., Andrejkovec E.M. 2021. Internet-portal kak informacionnyj resurs profilaktiki narkomanii sredi molodezhi [Internet portal as an information resource for drug addiction prevention among young people]. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 4-1(55): 6-9 (in Russian). DOI: 10.24412/2500-1000-2021-4-1-6-9.
Hickey G., Dunne C., Maguire L., McCarthy N. 2023. An exploration of practitioners' experiences of delivering digital social care interventions to children and families during the COVID-19 pandemic: mixed methods study. JMIR form research, 7: 1-13.
Pawluczuk A., Hall H., Webster G., Smith C. 2019. Digital youth work: youth workers’ balancing act between digital innovation and digital literacy insecurity. Information Research, 24(1): 1-11.
Просмотров аннотации: 24
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.