Особенности адаптации китайских студентов в российских вузах: история и современность

Авторы

  • Ольга Владимировна Кузнецова Иркутский государственный университет; Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН
  • Павел Петрович Дерюгин Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)
  • Любовь Александровна Лебединцева Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет
  • Евгений Владимирович Кремнёв Иркутский государственный университет; Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-18-31

Ключевые слова:

социальная адаптация, иностранные студенты, Китай, экспорт высшего образования, образовательная миграция

Аннотация

Одним из ключевых векторов, реализующихся в действующих государственных программах, является повышение конкурентоспособности Российской Федерации в сфере образовательного экспорта. Особого внимания со стороны российских ученых требует изучение способов повышения привлекательности отечественных вузов для студентов из Китая, государства, разделяющего позиции России по многочисленным пунктам глобальной и региональной повестки. Сложности, возникающие в процессе адаптации китайских студентов в России, обусловлены рядом факторов, в том числе влиянием особенностей культуры и системы образования родной страны. В силу недостаточной изученности данной проблемы цель исследования заключается в выявлении и описании специфических черт китайской культуры и модели китайского образования, учет которых может повысить эффективность процесса адаптации студентов. Анализ динамики общей численности студентов из других стран, проходящих обучение в советских/российских вузах показал, что численность иностранных студентов значительно выросла с советских времен, несмотря на временные спады, с 1990-х годов на рынке российских образовательных услуг наблюдается всё более активное присутствие Китая. В процессе исследования описаны основные учебные и поведенческие стратегии китайских студентов, знание и понимание которых необходимо сотрудникам международных отделов и преподавателям российских вузов для более успешной адаптации и интеграции китайских студентов в российских вузах.

 

Финансирование
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского научного фонда (№ 24-28-01448).

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Владимировна Кузнецова, Иркутский государственный университет; Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, заведующая кафедрой регионоведения АТР, руководитель сектора трансрегионализации Научно-исследова-тельского центра трансдисциплинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона факультета иностранных языков, Иркутский государственный университет,
г. Иркутск, Россия;
ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисци-плинарных исследований, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: kuznetsova1@mail.ru

Павел Петрович Дерюгин, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)

доктор социологических наук, ассоциированный член, руководитель Российско-китайского центра междисциплинарных исследований Социоло-гического института РАН – филиал ФНИСЦ РАН;
заведующий кафедрой экономической социологии Санкт-Петербургского государ-ственного университета; профессор кафедры социологии и политологии, Санкт-Петербургский государственный электротехни-ческий университет «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина),
г. Санкт-Петербург, Россия

Любовь Александровна Лебединцева, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет

доктор социологических наук, доцент, доцент кафедры экономической социологии, Санкт-Петербургский государственный университет;
ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисци-плинарных исследований, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН,
г. Санкт-Петербург, Россия

Евгений Владимирович Кремнёв, Иркутский государственный университет; Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН

кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой китаеведения, руководитель Научно-исследовательского центра трансдисци-плинарной регионологии Азиатско-Тихоокеанского региона, Иркутский государственный университет,
г. Иркутск, Россия;
ассоциированный научный сотрудник Российско-китайского центра междисци-плинарных исследований, Социологический институт РАН – филиала ФНИСЦ РАН,
г. Санкт-Петербург, Россия

Библиографические ссылки

Список литературы

Амиров Р.А. 2018. Экспорт образовательных услуг как важнейший фактор повышения конкурентоспособности страны. Управленческое консультирование, 8: 71–81.

Арефьев А.Л., Шереги Ф.Э. 2014. Иностранные студенты в российских вузах. М., Центр социологических исследований, 228 с.

Бондарева Л.Н., Вершинин А.А., Климентьева И.В. 2021. Развитие российского рынка образовательных услуг в условиях глобализации мирового сообщества. Екатеринбург, Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 101 с.

Боревская Н.Е. 2008. Национальная специфика образования в эпоху глобализации: поможет ли нам опыт КНР? Отечественные записки. URL: https://strana-oz.ru/2008/1/nacionalnaya-specifika-obrazovaniya-v-epohu-globalizacii-pomozhet-li-nam-opyt-knr (дата обращения: 12.02.2024).

Бутенко Л.И. 2009. Педагогические особенности адаптации китайских студентов в учебном процессе технического университета. Новочеркасск, ЮРГТУ (НПИ), 90 с.

Васильева С.Л., Абрамова А.А., Волкова М.Г., Дмитриенко Н.А., Коваленко Н.С. 2020. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе. Профессиональное образование в современном мире, 10( 4): 4212–4222.

Дерюгин П.П., Кремнёв Е.В., Ярмак О.В., Ши И, Вэнсинь Чжэн. 2021. Сетевые модели деловых ценностей в структуре человеческого капитала китайских студентов. Научный результат. Социология и управление, 7(3): 135–151.

Донецкая С.С., Ли Мэнжань. 2020. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда. Высшее образование в России, 6: 153–168.

Иванова М.А. 2001. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе России: дис. … д-ра психол. наук. СПб., 353 с.

Кабкова Е.П., Ли Шичен. 2019. Проблемы адаптации иностранных (китайских) студентов в условиях музыкально-педагогического вуза и методы их разрешения. Педагогика искусства, 3: 76–83.

Краснюк И.Н., Хэ Хаонань. 2021. Процесс адаптации китайских студентов к учёбе в Байкальском государственном университете (взгляд студента). Электронный научный журнал «Пензенский психологический вестник», 1(16): 43–52.

Машкина О.А. 2009. Образование как ресурс развития Китая в XXI в. История и современность, 1: 130–153.

Никитенко Е.В., Леонтьева Э.О. 2015. Иностранные студенты как потенциальный ресурс российских университетов: есть ли шанс у дальневосточных вузов. Вестник ТОГУ, 2: 229–238.

Тюрина Ю.А., Луценко Е.Л., Казаку О.В. 2022. Реализация приоритетного проекта «Экспорт образования» в социологическом измерении. Власть и управление на Востоке России, 2(99): 21–32.

Bond M.H. 1991. Beyond the Chinese face, insights from psychology. Hong Kong, NY, Oxford University Press, 125 р.

Chen J. 1990. Confucius as a teacher: philosophy of Confucius with special reference to its educational implications. Beijing, Foreign Languages Press, 522 р.

Dahlin B., Watkins D. 2000. The role of repetition in the processes of memorizing and understanding:

A comparison of the views of Western and Chinese secondary school students in Hong Kong. British Journal of Educational Psychology, 70: 65–84.

De Bary W., Chaffee J. W. 1989. Neo-confucian education. The formative stage. Berkeley, University of California Press, 593 р.

Kim U., Triandis H. C., Kagitcibasi C., Choi S-C., Yoon G. 1994. Individualism and collectivism: theory, method, and applications. London, New Delhi, Thousand Oaks, Sage Publications, 338 р.

Lixian Jin, Cortazzi M. 1998. Dimensions of dialogue: large classes in China. International Journal of Educational Research, 29: 739–761.

UNESCO Institute for statistics / Global flow of tertiary-level students. URL: https://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed: 18.02.2024).

Watkins D., Biggs J. 2002. Teaching the Chinese learner: psychological and pedagogical perspectives. International Journal of Intercultural Relations, 26: 595–607.

References

Amirov R.A. 2018. Export of educational services as the most important factor in improving the competitiveness of the country. Administrative Consulting, 8: 71–81 (in Russian).

Aref'ev A.L., Sheregi F.E. 2014. Inostrannye studenty v rossiiskikh vuzakh [International students in Russian universities]. M., Tsentr sotsiologicheskikh issledovanii, 228 p.

Bondareva L.N., Vershinin A.A., Kliment`eva I.V. 2021. Razvitie rossiiskogo rynka obrazovatel'nykh uslug v usloviyakh globalizatsii mirovogo soobshchestva: monografiya [Development of the Russian market of educational services in the context of globalization of the world community]. Ekaterinburg, Izd-vo Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 101 р.

Borevskaya N.E. 2008. National specifics of education in the era of globalization: will the experience of China help us? Otechestvennye zapiski [Domestic notes]. URL: https://strana-oz.ru/2008/1/nacionalnaya-specifika-obrazovaniya-v-epohu-globalizacii-pomozhet-li-nam-opyt-knr (accessed: 12.02.2024) (in Russian).

Butenko L.I. 2009. Pedagogicheskie osobennosti adaptacii kitajskih studentov v uchebnom processe tehnicheskogo universiteta [Pedagogical features of adaptation of Chinese students in the educational process of the Technical University]. Novocherkassk, JuRGTU (NPI), 90 p.

Vasil'eva S.L., Abramova A.A., Volkova M.G., Dmitrienko N.A., Kovalenko N.S. 2020. Socio-cultural adaptation of international students in the Siberian region. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 10(4): 4212–4222 (in Russian).

Deryugin P.P., Kremnev E.V., Yarmak O.V. Shi I and Vehnsin' Chzhehn. 2021. Network models of business values in the human capital structure of Chinese students. Nauchnyi rezul'tat. Sotsiologiya i upravlenie [Research result. Sociology and Management], 7(3): 135–151 (in Russian).

Doneckaja S.S., Li Mjenzhan'. 2020. Chinese students abroad: the dynamics of the number and purpose of departure. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 6: 153–168 (in Russian).

Ivanova M.A. 2001. Socio-psychological adaptation of foreign students to higher education in Russia,

Dr. Psyсh. (Psychology) Thesis, SPb., 353 p. (in Russian)

Kabkova E.P., Li Shichen. 2019. Problems of adaptation of foreign (Chinese) students in the conditions of a music pedagogical university and methods of their solution. Pedagogika iskusstva [Pedagogy of art], 3: 76–83 (in Russian).

Krasnyuk I.N., He Haonan. 2021. The process of adaptation of Chinese students to study at Baikal State University (student's view). Electronic Scientific journal Penza Psychological Bulletin, 1(16):

–52 (in Russian).

Mashkina O.A. 2009. Education as a resource for China's development in the 21st century. Istoriya i sovremennost [History and modernity], 1: 130–153 (in Russian).

Nikitenko E.V., Leont'eva Je. O. 2015. Foreign students as a potential resource of Russian universities: is there a chance for Far Eastern universities. Vestnik TOGU [Bulletin of TOGU], 2: 229–238

(in Russian).

Tjurina Ju. A., Lucenko E. L., Kazaku O. V. 2022. Implementation of the priority project "Export of education" in the sociological dimension. Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [Government and management in the East of Russia], 2(99): 21–32 (in Russian).

Bond M.H. 1991. Beyond the Chinese face, insights from psychology. Hong Kong, NY, Oxford University Press, 125 p.

Chen J. 1990. Confucius as a teacher: philosophy of Confucius with special reference to its educational implications. Beijing, Foreign Languages Press, 522 p.

Dahlin B., Watkins D. 2000. The role of repetition in the processes of memorizing and understanding:

A comparison of the views of Western and Chinese secondary school students in Hong Kong. British Journal of Educational Psychology, 70: 65–84.

De Bary W., Chaffee J. W. 1989. Neo-confucian education. The formative stage, Berkeley, University of California Press, 593 p.

Kim U., Triandis H.C., Kagitcibasi C., Choi S-C., Yoon G. 1994. Individualism and collectivism: theory, method, and application. London, New Delhi, Sage Publications, Thousand Oaks, 338 p.

Lixian Jin, Cortazzi, M. 1998. Dimensions of dialogue: large classes in China. International Journal of Educational Research, 29: 739–761.

UNESCO Institute for statistics / Global flow of tertiary-level students. URL: https://uis.unesco.org/en/uis-student-flow (accessed: 18.02.2024).

Watkins D., Biggs J. 2002. Teaching the Chinese learner: psychological and pedagogical perspectives. International Journal of Intercultural Relations, 26: 595–607.


Просмотров аннотации: 7

Поделиться

Опубликован

2025-03-30

Как цитировать

Кузнецова, О. В., Дерюгин, П. П., Лебединцева, Л. А., & Кремнёв, Е. В. (2025). Особенности адаптации китайских студентов в российских вузах: история и современность. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 50(1), 18-31. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-1-18-31

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)