Идентичность в цифровом обществе: генезис понятия и основные характеристики
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-357-366Ключевые слова:
идентичность, идентификация, социальная идентичность, цифровая идентичность, цифровое обществоАннотация
Цифровая среда приводит к появлению новых механизмов формирования идентичности, созданию цифрового профиля личности. Развитие информационно-коммуникационных технологий, формирование виртуальной реальности и связанных с ней виртуальных форм коммуникации актуализировали исследования трансформации феномена идентичности. Цель статьи связана с выявлением особенностей трансформации
и конструирования идентичности при переходе от общества постмодерна к цифровому обществу. В результате исследования сделан вывод о том, что цифровое общество стимулирует потребность индивида к стандартизации смыслов и ценностей, подавляет стремление к развитию индивидуальной идентичности. Определено, что развитие сети Интернет создает возможности для формирования множественных идентичностей, допускающих противоборство с реальной идентичностью личности.
Библиографические ссылки
Бауман З. 2005. Индивидуализированное общество. М., Логос, 390 с.
Карпова М.К., Монина М.А. 2018. Социальные сети как особый канал самопрезентации индивида. Наука. Общество. Государство, 6(1)-21: 158-167.
Кули Ч. 2000. Человеческая природа и социальный порядок. Пер. с англ. М., Идея-Пресс, 309 с. (Cooley C.H. 1902. Human nature and the social order. New York: C. Scribner's sons, 413 p.).
Курганская В.Д., Дунаев В.Ю., Сагикызы А. 2022. Феномен идентичности в социальном конструировании виртуальной реальности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 38(4): 487–499. DOI: 10.21638/spbu17.2022.404.
Лешкевич Т.Г. 2022. Человек-виртуал и передача культурных ценностей поколению эпохи цифры. Вопросы философии, 3: 53-63. DOI: https://doi.org/10.21146/0042-8744-2022-3-53-63
Лисенкова А.А. 2020. Трансформация идентичности в цифровую эпоху. Вопросы философии, 3: 65-74. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-3-65-74
Мид Дж. Г. 2009. Избранное. М., ИНИОН РАН, 290 с.
Миронов В.В. 2019. Платон и современная пещера big-data. Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология, 35(1): 4-24. DOI: https://doi.org/10.21638/spbu17.2019.101
Орлова Э.А. 2010. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании. Вопросы социальной теории, 4: 87-111.
Платонова С.И. 2023. Социальная идентичность как феномен цифрового общества. Социология науки и технологий, 14 (3): 149-164. DOI: 10.24412/2079-0910-2023-3-149-163
Платонова С.И. 2022. Большие данные и организация социального контроля в цифровом обществе. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 4: 81-91. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-4-81-91
Подвойский Д.Г., Солеймани С. 2019. Понятие социальной идентичности: основные исследовательские подходы. Вестник РУДН. Серия: Социолoгия, 19(4): 825-834. DOI: 10.22363/2313-2272-2019-19-4-825-834
Резаев А.В., Стариков В.С., Трегубова Н.Д. 2020. Социология в эпоху «искусственной социальности»: поиск новых оснований. Социологические исследования, 2: 3-12. DOI: 10.31857/S013216250008489-0
Санина А.Г. 2014. Генезис идеи идентичности в социологии и смежных науках. Социологические исследования, 12: 3-11.
Фролова И.В. 2018. Сетевая идентичность современного человека: философская рефлексия. Ценности и смыслы, 2(54): 40-52.
Шляков А.В. 2015. Номадизм постмодерна в свете краха идентичности. Теория и практика общественного развития, 20: 255-257.
Шюц А. 1988. Структура повседневного мышления. Социологические исследования, 2: 129-137.
Эриксон Э. 1996. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 344 с.
Giddens A. 1991. Modernity and Self-Identity: Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge, Polity Press, 256 p.
Hall S. 1997. Introduiction: Who Needs “Identity”? In: Questions of Cultural Identity. Eds S. Hall, P. Gay. London, Sage Publications: 1-17.
Просмотров аннотации: 9
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
![Лицензия Creative Commons](http://i.creativecommons.org/l/by/4.0/88x31.png)
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.