Представления студентов о нормах этики и правилах этикета при обмене интернет-мемами

Авторы

  • Дмитрий Сергеевич Горбатов Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы https://orcid.org/0000-0002-5232-6083
  • Елена Александровна Горбатова Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы https://orcid.org/0000-0001-8151-2371

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-222-232

Ключевые слова:

неформальные массовые коммуникации, интернет-мемы, социальные представления, нормы этики, правила этикета, студенты, анкетный опрос

Аннотация

Проблема изучения неформальной нормативной регуляции коммуникаций в Интернете приобретает актуальность по мере увеличения роли виртуальных взаимодействий, однако все еще остается на периферии научных исследований. Целью исследования, проведенного методом анкетного опроса, стало выявление представлений студентов о соблюдении конкретных норм этики и правил этикета при обмене интернет-мемами ими самими, их близкими друзьями, студенческой средой, подростками, людьми старшего поколения. В частности, установлено, что, по их мнению, базовые этические нормы соблюдаются в «мемосфере» чаще, чем правила этикета. Получены свидетельства того, что рассматриваемые регуляторы поведения еще не получили единообразного оформления в сознании молодежи. Представляется перспективным дальнейшее изучение неформальных коммуникаций в Интернете при сопоставлении соблюдений императивов этики и этикета.

Биографии авторов

Дмитрий Сергеевич Горбатов, Санкт-Петербургский государственный университет; Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

доктор психологических наук, доцент, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет;
профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: gorbatov.rus@gmail.com
ORCID: 0000-0002-5232-6083

Елена Александровна Горбатова, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы

кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: el_gorbatova@mail.ru
ORCID: 0000-0001-8151-2371

Библиографические ссылки

Авилова Ж.Н., Ботнарюк И.А. 2023. Коммуникативные практики студенческой молодежи в формате онлайн и офлайн (на примере БГТУ им. В.Г. Шухова). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2): 235–243. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-2-235-243.

Апресян Р.Г. 2018. Нормативная регуляция поведения. Человек, 1: 5-19.

Богомазова В.В. 2022. Деструктивное общение в сети интернет (на примере жанра интернет-комментарий). Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1 (164): 225–229.

Горбатов Д.С., Байчик А.В. 2021. Социально-психологическая концептуализация феномена интернет-мемов. Вопросы психологии, 1: 82–291.

Егорчев Ф.А., Рыбальченко О.В. 2019. Особенности современного сетевого этикета. Научные труды Кубанского гос. тех. университета, S8: 21–226.

Зиновьева Н.А. 2015. Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд. В кн.: Интернет и современное общество: труды XVIII Всероссийской объединенной конференции, Санкт-Петербург, 22-25 июня 2015 г. СПб.: ИТМО, 54–56.

Каберова Д.Р., Кузнецова А.Е. 2022. Тонкости этикета в эпоху культуры информационного общества. В кн.: Человек и культура в социальной и культурной антропологии. Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Курск, 17 марта 2022 года. Курск: Курский госуниверситет, 122–127.

Канашина С.В. 2018. Интернет-мем и прецедентный феномен. Вестник Томского гос. пед. университета, 4(193): 122–127. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-122-127.

Курячьева М.М. 2018. К проблеме этики поведения в социальных сетях: социологический подход. В кн.: Диалог мировоззрений: жизненный путь личности, общества, государства. Материалы XIV международного симпозиума, Нижний Новгород, 30 мая – 01 июня 2017 года. Под ред. А.В. Дахина. – Нижний Новгород: Нижегородский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 176–177.

Мосейко А.А. 2019. Особенности и отличия интернет-этикета от традиционного речевого этикета. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 5 (138): 153–157.

Некрасова Н.А., Тригубенко Ф.А. 2015. Этика и этикет. Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации, 215: 99–104.

Панишева О.В., Логинов А.В. 2022. Формирование навыков цифрового этикета у студентов педагогических вузов. Информатика и образование, 1(37): 8–15. DOI: 10.32517/0234-0453-2022-37-1-8-15.

Пороховская Т.И. 2011. Нравственность и этикет в общении. Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Философия. Культурология. Политология. Социология, 24(63), 2: 90–98.

Сычев А.А. 2019. Этика норм и философия поступка. Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2(30): 121–129. DOI: 10.22405/2304-4772-2019-1-2-121-129.

Щурина Ю.В. 2014. Интернет-мем как прецедентный феномен. В кн.: Язык в различных сферах коммуникации. Материалы международной научной конференции, Чита, 25–26 сентября 2014 года. Чита: Забайкальский госуниверситет, 102–108.

Bishop J. 2014. Representations of «Trolls» in Mass Media Communication: A Review of Media-texts and Moral Panics Relating to «Internet Trolling». International Journal of Web Based Communities, 1(10): 7–24. DOI: 10.1504/IJWBC.2014.058384.

Cruz A.G.B., Seo Y., Rex M. 2018. Trolling in Online Communities: A Practice-Based Theoretical Perspective. The Information Society, 1 (34): 15–26. DOI:10.1080/01972243.2017.1391909.

Lankshear C., Knobel M. 2019. Memes, Macros, Meaning, and Menace: Some Trends in Internet Memes. The Journal of Communication and Media Studies, 4(4): 43–57. DOI: 10.18848/2470-9247/CGP/v04i04/43-57.

Miltner K.M. 2018. Internet Memes. In: The SAGE Handbook of Social Media. New York: Sage, 412-428.


Просмотров аннотации: 13

Поделиться

Опубликован

2024-06-28

Как цитировать

Горбатов, Д. С., & Горбатова, Е. А. (2024). Представления студентов о нормах этики и правилах этикета при обмене интернет-мемами. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(2), 222-232. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-222-232

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)