Заботливое и критическое мышление: социально-этическое измерение образовательного проекта
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-3-483-489Ключевые слова:
критическое мышление, принцип заботы, образование, обучение, сообщество исследователей, логика, методологияАннотация
Значимость критического мышления в инновационных образовательных проектах предполагает обращение к нахождению средств и способов для развития рассуждающей мыслительной деятельности. Проблема переориентации традиционной информационной образовательной стратегии ставит вопросы осмысления модели «обучения как исследования». Площадкой для внедрения методологических принципов исследовательского образования выступает университетский курс «Логика и критическое мышление». Многослойность процесса мышления подразумевает интегративный характер его когнитивных компонентов и требует изучения феномена критического мышления с учетом обращения к концепту «заботливое мышление». Теоретические основания прагматизма-инструментализма анализируются с целью выявления структуры превращения проблемной ситуации в разрешенную в условиях организации обучения навыкам критического мышления как исследовательскому процессу. Научную новизну представляет понимание «заботы» в рамках изучаемого образовательного проекта с точки зрения прокламирования и внедрения принципов работы учебной группы как сообщества исследователей. Показаны результаты социально-этического характера, полученные в ходе реализации программы курса «Логика и критическое мышление», методологической установкой которого является ориентация на заботливое мышление.
Скачивания
Библиографические ссылки
Болотникова Е.Н. 2015. Забота о себе: между эгоизмом и альтруизмом. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс, 3-6 (28): 15–19.
Валеева Л.А. 2007. Логический метод обучения Джона Дьюи. Фундаментальные исследования, 6: 50–52.
Довгаленко Н.В. 2017. Настоятельность будущего: онтологический аспект. Вояджер: мир и человек, 9: 239–243.
Дудина М.Н. 2019. Образование в условиях неопределенности: проблемы антропологической соразмерности. Философия образования, Т. 19, 2: 20–35.
Дьюи Д. 2000. Демократия и образование. М., Педагогика-Пресс, 382 с.
Дьюи Д. 2002. Общество и его проблемы. М., Идея-Пресс, 160 с.
Карпов А.О. 2020. Знание, способное порождать новое знание: ракурс науки и образования. Вопросы философии, 5: 103–115.
Положенцев А.М. 2011. «Забота о тебе», или место этики в постсоциальном мире. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения, 2: 44–48.
Прокофьев А.В. 2018. Экономический вызов университету: этическая рефлексия. Ведомости прикладной этики, 51: 9–31.
Рожкова З.И. 2020. Образование для демократии или демократическое образование? Политика и Общество, 4: 39–49.
Суханова Н.П. 2021. Трансформация субъекта образования: экспансия концепта заботы о себе. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, 59: 112–120.
Фуко М. 2007. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981–1982 учебном году. СПб.: Наука, 677 с.
Шевченко Н.И. 2019. Критическое мышление студентов как ответ на вызовы современной цивилизации. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки, 4 (32): 59–66.
Al-Shalabi N. 2015. Critical Thinking Skills: The Recipe for an Overwhelming Success in the 21st Century. International Journal of Humanities and Social Science, Vol. 5, 8: 102–105.
Lipman M. 2001. Thinking in Education. Cambridge: Cambridge University Press, 316 р.
Просмотров аннотации: 175
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.