Historical Consciousness of Russian Youth in the Context of Ensuring National Security of Russia
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407Keywords:
History, national security, Russia, civilization, historyical educationAbstract
The author identifies the main negative features of the historical consciousness of Russian youth as factors threatening the national security of Russia. These include: antinomianism, fragmentation, deheroization, sacralization, unjustified increase in the role and importance of extra-scientific sources of historical knowledge formation, mythologization. As a result of the research, the main directions of improving the Russian education system in order to eliminate these threats are formulated: the creation of a consistent image of the history of the Fatherland, the use of archetypes of national consciousness cultivated by the creative development of the achievements of philosophical and historical knowledge and historical science.
Downloads
References
Андреенко Е.А. 2017. Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны). Вестник МИЭП, 1 (26): 89–95.
Браницкий В.В. 2017. Историческое сознание современной студенческой молодежи: социологический аспект. Среднерусский вестник общественных наук, 12(5): 263–269.
Гурьева И.Ю., Иванова М.Е. 2013. Историческое сознание студентов в зеркале социологических опросов. Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. В кн.: Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск, Национальный исследовательский Томский политехнический университет: 276–279.
Емельяненко В.Д. 2015. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы). Альманах современной науки и образования, 8 (98): 55–60.
Линченко А.А. 2014. Знание о прошлом и историческое сознание молодежи в информационном обществе. Люди и тексты. Исторический альманах, 5: 51–82.
Молчанова Е.В. 2019. Воспитание исторического сознания современной молодежи. Образование России и актуальные вопросы современной науки. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, Пензенский государственный аграрный университет: 167–170.
Останина О.А. 2015. Историческое сознание в эпоху глобализации. Бытие – язык-история. Сборник материалов Всероссийской заочной научной конференции. Киров, изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС: 101–105.
Руденко А.М. 2012. Социовитальная концепция смысложизненной интенциональности экзистенции человека. Ростов н/Д: издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 236 с.
Соснин В.А. 2015. Проблемы безопасности и консолидации российского общества. Прикладная и юридическая психология, 2: 170–176.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Фролов В.А. 2013. Историческое сознание российской молодежи: особенности и противоречия. Теория и практика общественного развития, 3(3): 31–35.
Сучилина А.А. 2020. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Вестник финансового университета. Гуманитарные науки, 10(1): 96–99.
Урянская О.Ф. 2019. Осознание смыслов исторических событий – способ формирования аксиологического сознания молодежи. Учитель создает нацию. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Грозный, изд-во ООО НПКП «МАВР»: 206–209.
Фролов И.В., Кабирова И.А. 2021. Компьютерные игры как инструмент информационной войны, искажающий историческую память и политическое сознание молодежи. Материалы международной научно-практической конференции «Интерпретационное насилие над исторической памятью и формирование культуры политического мышления». Витебск, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова: 90–92.
Шестаков Ю.А. 2016. Единая концепция исторического образования в России как фактор обеспечения ее национальной безопасности. Гуманитарные и социальные науки, 3: 85–95.
Шестаков Ю.А. 2017. История. М., РИОР: ИНФРА-М, 248 с.
Эриксон Э.Г. 1995. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 340 с.
Bourdieu Р. 1991. Language and Symbolic Power. Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 292 p.
Derrida J. 1972. Structure, sign, and play in the discourse of human sciences. In Macksey Richard and Eugenio Donato. The structuralist controvercy. Baltimore: Johns Hopkins Press, p. 256–271.
Foucault M. 1975. Surveiller et punir: naissance de la prison. Paris: Gallimard, 227 p.
Hacking I. 1999. Historical meta-epistemology. Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen Ser.3, Philologisch-historische Klasse. 231 p.
Rüsen J. 2006. Historical consciousness: Narrative Structure, Moral function, and Ontogenetic Development. Theorizing historical consciousness. Toronto: University of Toronto press, p. 63–86.
Rüsen J. 2008. History: narration-interpretation-orientation. New York: Berghahan Books, 212 p.
Rüsen J. 1994. Historische Orientierung; Über die Arbeit des Geschichtsbewusstseins, sich in der Zeit zurechtzufi nden. Cologne; Weimar; Vienna, 264 s.
Rüsen J. 1983. Historische vernuft. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 157 s.
Schnädelbach H. «Sinn» in der Geschichte? Philosophie in der modernen Kultur. Frankfurt: Suhrkamp, 283 s.
Abstract views: 133
Share
Published
How to Cite
Issue
Section
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Philosophy. Sociology. Law
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.