Историческое сознание российской молодежи в контексте обеспечения национальной безопасности России
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2022-47-2-399-407Ключевые слова:
история, национальная безопасность, Россия, цивилизация, историческое образованиеАннотация
Автором выявлены основные негативные черты исторического сознания российской молодежи в качестве факторов, угрожающих национальной безопасности России. К ним относятся: антиномизм, фрагментация, дегероизация, сакрализация, неоправданное повышение роли и значения вненаучных источников формирования исторического знания, мифологизация. В результате исследования сформулированы главные направления совершенствования российской системы образования в целях устранения этих угроз: создание непротиворечивого образа истории Отечества, использование архетипов национального сознания, окультуренных творческим освоением достижений философско-исторического знания и исторической науки.
Скачивания
Библиографические ссылки
Андреенко Е.А. 2017. Роль проблемного обучения в формировании исторического сознания молодежи (на примере изучения Великой Отечественной войны). Вестник МИЭП, 1 (26): 89–95.
Браницкий В.В. 2017. Историческое сознание современной студенческой молодежи: социологический аспект. Среднерусский вестник общественных наук, 12(5): 263–269.
Гурьева И.Ю., Иванова М.Е. 2013. Историческое сознание студентов в зеркале социологических опросов. Трансформация научных парадигм и коммуникативные практики в информационном социуме. В кн.: Сборник трудов VI Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Томск, Национальный исследовательский Томский политехнический университет: 276–279.
Емельяненко В.Д. 2015. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания исторического сознания (к постановке проблемы). Альманах современной науки и образования, 8 (98): 55–60.
Линченко А.А. 2014. Знание о прошлом и историческое сознание молодежи в информационном обществе. Люди и тексты. Исторический альманах, 5: 51–82.
Молчанова Е.В. 2019. Воспитание исторического сознания современной молодежи. Образование России и актуальные вопросы современной науки. Сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, Пензенский государственный аграрный университет: 167–170.
Останина О.А. 2015. Историческое сознание в эпоху глобализации. Бытие – язык-история. Сборник материалов Всероссийской заочной научной конференции. Киров, изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС: 101–105.
Руденко А.М. 2012. Социовитальная концепция смысложизненной интенциональности экзистенции человека. Ростов н/Д: издательство СКНЦ ВШ ЮФУ, 236 с.
Соснин В.А. 2015. Проблемы безопасности и консолидации российского общества. Прикладная и юридическая психология, 2: 170–176.
Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Фролов В.А. 2013. Историческое сознание российской молодежи: особенности и противоречия. Теория и практика общественного развития, 3(3): 31–35.
Сучилина А.А. 2020. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Вестник финансового университета. Гуманитарные науки, 10(1): 96–99.
Урянская О.Ф. 2019. Осознание смыслов исторических событий – способ формирования аксиологического сознания молодежи. Учитель создает нацию. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Грозный, изд-во ООО НПКП «МАВР»: 206–209.
Фролов И.В., Кабирова И.А. 2021. Компьютерные игры как инструмент информационной войны, искажающий историческую память и политическое сознание молодежи. Материалы международной научно-практической конференции «Интерпретационное насилие над исторической памятью и формирование культуры политического мышления». Витебск, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова: 90–92.
Шестаков Ю.А. 2016. Единая концепция исторического образования в России как фактор обеспечения ее национальной безопасности. Гуманитарные и социальные науки, 3: 85–95.
Шестаков Ю.А. 2017. История. М., РИОР: ИНФРА-М, 248 с.
Эриксон Э.Г. 1995. Идентичность: юность и кризис. М., Прогресс, 340 с.
Bourdieu Р. 1991. Language and Symbolic Power. Cambridge (Mass.): Harvard univ. press, 292 p.
Derrida J. 1972. Structure, sign, and play in the discourse of human sciences. In Macksey Richard and Eugenio Donato. The structuralist controvercy. Baltimore: Johns Hopkins Press, p. 256–271.
Foucault M. 1975. Surveiller et punir: naissance de la prison. Paris: Gallimard, 227 p.
Hacking I. 1999. Historical meta-epistemology. Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen Ser.3, Philologisch-historische Klasse. 231 p.
Rüsen J. 2006. Historical consciousness: Narrative Structure, Moral function, and Ontogenetic Development. Theorizing historical consciousness. Toronto: University of Toronto press, p. 63–86.
Rüsen J. 2008. History: narration-interpretation-orientation. New York: Berghahan Books, 212 p.
Rüsen J. 1994. Historische Orientierung; Über die Arbeit des Geschichtsbewusstseins, sich in der Zeit zurechtzufi nden. Cologne; Weimar; Vienna, 264 s.
Rüsen J. 1983. Historische vernuft. Gottingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 157 s.
Schnädelbach H. «Sinn» in der Geschichte? Philosophie in der modernen Kultur. Frankfurt: Suhrkamp, 283 s.
Просмотров аннотации: 133
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2022 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.