Социологический анализ распространения виртуальных мобильностей как формы виртуализации пространственных перемещений (на основании социологии мобильностей Джона Урри)
DOI:
https://doi.org/10.18413/2712-746X-2020-45-3-579-588Ключевые слова:
Джон Урри, виртуальная реальность, пространство, социальная теорияАннотация
Представлено исследование виртуальных мобильностей как возможностей преодоления сопротивления физического пространства посредством создания его виртуального образа. На основании трудов британского социолога Джона Урри автором исследованы виртуальные мобильности с точки зрения социологии пространства. Анализ социологии мобильностей Урри позволил выделить в его работах три хронологических этапа становления мобильностей, связанных с изобретением и внедрением новой техники и технологий. Первый этап (XIX век) связан с механизацией передвижения. Второй этап (XX век) включает в себя массовое производство двигателей внутреннего сгорания, их совершенствование и появление новых видов транспорта. Третий этап (рубеж XX–XXI веков) характеризует революционное развитие коммуникации за счёт резкого повышения мобильности информации, что сделало возможным активное развитие виртуальных мобильностей. Виртуальные мобильности делают отдалённые в физическом пространстве события близкими в виртуальном пространстве и доступными для виртуального участия в них. Автором исследованы сервисы онлайн карт, содержащие панорамные изображения; спутниковые снимки и
фотографии населённых пунктов; видеозаписи поездок; фильмы о путешествиях; виртуальные экскурсии; образовательные виртуальные мобильности; видеопутешествия по экстремальным местам и виртуальные путешествия в космическом пространстве. Социология мобильностей Урри стала исходной точкой для теоретизирования, формирующего социологию виртуальных мобильностей. Все остальные концепции, будь то социология пространства или теории виртуальности, становятся дополнительными ресурсами для теоретизирования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Бодрийяр Ж. 2017. Симулякры и симуляция. Пер. с франц. М., Постум, 320 с.
Грицанов А.А., Галкин Д.В., Карпенко И.Д. 2003. Виртуальная реальность. Новейший философский словарь. Сост. и гл. науч. ред. А.А. Грицанов. 3-е изд., исправл. М., Книжный Дом: 171–173.
Звоновский В.Б. 2009. Социология пространства повседневности. Самара, Самарский университет, 166 с.
Иванов Д.В. 2002. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб., Петербургское Востоковедение, 217 с.
Рузавин Г.И. 2010. Виртуальность. Новая философская энциклопедия. Электронная книга. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH01b7eff9048db8416a128fb7 (дата обращения: 18 апреля 2020).
Сорокин П.А. 1992. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М., Политиздат, 543 с.
Урри Дж. 2012. Мобильности. Пер. с англ. М., Праксис, 501 с.
Урри Дж. 2017. Офшоры. Пер. с англ. М., Дело, РАНХиГС, 288 с.
Филиппов А.Ф. 2008. Социология пространства. СПб., Владимир Даль, 285 с.
Филиппов А.Ф. 2001. Социология пространства как теоретическая альтернатива. В кн.: Россия: трансформирующееся общество. М., КАНОН-пресс-Ц, 45–63.
Филиппов А.Ф. 2003. Теоретические основания социологии пространства. Автореф. дис. … докт. соц. наук. М., 40 с.
Харламов Н.А. 2012. Новое общество или новая наука об обществе? Социология мобильностей Джона Урри. М., Праксис, 576 с.
Ходыкин А.В. 2019а. Систематизация трактовок взаимосвязи физического и социального пространств в социологических теориях. В кн.: Будущее социологического знания и вызовы социальных трансформаций (к 90-летию со дня рождения В.А. Ядова). М., ФНИСЦ РАН, 285–290.
Ходыкин А.В. 2019б. Освоение космоса как социологическая проблема. Социологическое обозрение, 4: 47–73. DOI: 10.17323/1728-192x-2019-4-47-73.
Хоружий С.С. 1997. Род или не род? Заметки к онтологии виртуальности. Вопросы философии, 6: 56–74.
Lefebvre H. 1974. La production de l'espace. L'Homme et la soci騁・, 31(1): 15–32.
Urry J. 1999. Automobility, Car Culture and Weightless Travel. Available at: http://www.comp.lancaster.ac.uk/sociology/soc008ju.html (accessed 8 February 2020).
Urry J. 2004. The “System” of Automobility. Theory, Culture and Society, 21: 25–39.
Urry J. 2000. The Tourist Gaze: Leisure and Travel in Contemporary Societies. London, Sage, 176 р.
Urry J. 1990. The consumption of tourism. Sociology, 24(1): 23–35.
Urry J. 2003. Global Complexity. Cambridge, Polity Press, 172 р.
Featherstone M., Thrift N., Urry J. 2005. Automobilities. London, Sage, 285 р.
Просмотров аннотации: 690
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2020 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.