Эмпатическая феноменология как исследовательская установка понимания творческой индивидуальности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2025-50-2-393-400Ключевые слова:
художник, исследовательская позиция, феноменология, эмпатия, переживаниеАннотация
Изучение произведений искусств и понимание жизненного мира творческой индивидуальности художника определяется выбором методологического пути, которому предшествует исследовательская установка ученого. Этот феномен представляет собой сложное сочетание его мировоззренческой позиции, представлений, мотивации, интересов, предпочтений, когнитивного стиля, вкусов ученого. В качестве перспективной установки исследования обосновывается логика обращения к эмпатической (интуитивной) феноменологии. Ее специфика, в отличие от традиционных и широко применяемых в современной науке описательного и интерпретитивного феноменологических подходов к изучению художественной культуры, заключается в дорефлексивной способности сознаний «событийствовать» друг с другом, фокусировании на личностно-экзистенциальной и эмоционально-чувственной сфере художника. В работе последовательно изложены сравнительная характеристика, задачи, а также приемы эмпатико-феноменологической редукции.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список литературы
Бубер М. 1995. Два образа веры. Москва, Республика, 464 с.
Вернадский В.И. 1997. О науке. Т. 1. Дубна, 576 с.
Васильева С.В. 2011. Ценностный мир личности: к истокам антропологии Макса Шелера. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 145 с.
Гуссерль Э. 1994. Амстердамские доклады. Феноменологическая психология. Ч. 2. Феноменологическая психология и трансцендентальная проблема. Москва, Логос, 398 с.
Левинас Э. 2000. Избранное: Тотальность и Бесконечное. СПб: Университетская книга, 416 с.
Липпс Т. 1907. Руководство к психологии. СПб, Изд-во О. Н. Поповой, 394 с.
Марсель Г. 1994. Быть и иметь. Новочеркасск, Сагуна, 160 с.
Пузыревский В. Ю. 2002. Феномен эмпатии в контексте современной западной философии. Сибирь. Философия. Образование, 6: 103–118.
Хайдеггер М. 1987. Исток художественного творения. В кн. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. Сост., общ. ред. Г. К. Косикова. Москва, Академический проект, 265–313 с.
Штайн Э. 2018. К проблеме вчувствования. Минск, Логвинов, 240 с.
Юм Д. 2001. О человеческой природе. СПб, Азбука, 2001, 516 с.
Dufrenne M. 1953. Phénoménologie de l’expérience esthétique. Paris: Presses universitaires de France, V. 1: 56–78.
Giorgi A. 1997. The theory, practice, and evaluation of the phenomenological method as a qualitative research procedure. Journal of Phenomenological Psychology. 28: 235–260.
Willis P. 2016. From «the things themselves» to a «feeling of understanding»: Finding different voices in phenomenological research. Indo-Pacific Journal of Phenomenology. Vol. 4. Edition. URL: http://www.ipjp.org/ august2004/willis4e1.pdf.)
References
Buber M. 1995. Dva obraza very [Two images of faith]. Moscow, Publ. Respublika, 464 р.
Vernadskiy V.I. 1997. O nauke [About science]. V. 1. Dubna, 576 р.
Vasil'eva S.V. 2011. Tsennostnyy mir lichnosti: k istokam antropologii Maksa Shelera [The Value World of Personality: Towards the Origins of Max Scheler's Anthropology]. Petrozavodsk, Publ. PetrGU, 145 р.
Gusserl' E. 1994. Amsterdamskie doklady. Fenomenologicheskaya psikhologiya. Ch. 2. Fenomenologicheskaya psikhologiya i transtsendental'naya problema [Amsterdam Papers. Phenomenological psychology. Part 2: Phenomenological psychology and the transcendental problem]. Moscow, Publ. Logos, 398 р.
Levinas E. 2000. Izbrannoe: Total'nost' i Beskonechnoe [Selected: Totality and the Infinite]. Saint Petersburg: Publ. Universitetskaya kniga, 416 р.
Lipps T. 1907. Rukovodstvo k psihologii [Guide to Psychology]. Saint Petersburg, Publ. O. N. Popovoj, 394 р.
Marsel' G. 1994. Byt' i imet' [Being and having]. Novocherkassk, Publ. Saguna, 160 р.
Puzyrevskiy V. Yu. 2002. Fenomen empatii v kontekste sovremennoy zapadnoy filosofii [The Phenomenon of Empathy in the Context of Contemporary Western Philosophy]. Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie, 6: 103–118.
Khaydegger M. 1987. Istok khudozhestvennogo tvoreniya [The Source of Artistic Creation]. V kn.: Zarubezhnaya estetika i teoriya literatury XIX-XX vv. Traktaty, stat'i, esse [Foreign Aesthetics and Theory of Literature of the XIX-XX centuries: Treatises, articles, essays]. Sost., obshch. red.
G. K. Kosikova. Moscow, Akademicheskiy proekt: 265–313.
Shtayn E. 2018. K probleme vchuvstvovaniya [To the problem of empathy]. Minsk, Publ. Logvinov, 240 р.
Yum D. 2001. O chelovecheskoy prirode [About human nature]. Saint Petersburg, Publ. Azbuka, 516 р.
Dufrenne M. 1953. Phénoménologie de l’expérience esthétique [Phenomenology of aesthetic experience]. Paris: Presses universitaires de France, V. 1: 56–78.
Giorgi A. 1997. The theory, practice, and evaluation of the phenomenological method as a qualitative researchprocedure. Journal of Phenomenological Psychology. 28: 235–260.
Willis P. 2016. From «the things themselves» to a «feeling of understanding»: Finding different voices in phenomenological research. Indo-Pacific Journal of Phenomenology. Vol. 4. Edition. Available at: http://www.ipjp.org/august2004/willis4e1.pdf.)
Просмотров аннотации: 2
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2025 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.