Зарубежные исследования идентичности человека в эпоху культуры постмодерна
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-563-573Ключевые слова:
идентичность, постмодерн, информационное общество, кризис идентичности, глобализация, потреблениеАннотация
Проблема персональной идентичности в современной культуре является многогранным явлением, требующим тщательного теоретико-методологического анализа. В мире, где культура постоянно меняется и развивается, идентичность уже не является просто отражением национальной или этнической принадлежности. Она становится мозаикой, состоящей из различных фрагментов: социального статуса, религии, языка, культурной принадлежности. Эти фрагменты взаимодействуют между собой, создавая уникальные комбинации идентичности, которые так же уникальны, как и отпечатки пальцев. В исследовании рассмотрены психологические аспекты кризиса идентичности в подростковый период Э. Эриксона; свобода и ответственность в концепции Э. Фромма; самопрезентация другим в работах И. Хоффмана; идея внутреннего диалога в концепции Лифтон; изменение парадигмы роли женщины в обществе Б. Фридан; теория воображаемых ландшафтов А. Аппадурая, сформированных через культурные представления людей; концепция «текучей современности» З. Баумана о гибкости идентичности и культуры; концепции «третьей волны» и «шока будущего» Э. Тоффлера; теория «глобальной деревни» М. Кастельса.
Скачивания
Библиографические ссылки
Агапова Е.А., Липец Е.Ю., Благородова Е.А., Браерская А.Ю. 2018. Современные модели исследования культуры: учебное пособие. Ростов-на-Дону, Фонд науки и образования, 118 с.
Бауман 3. 2008. Текучая современность. Пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова, СПб., Питер. 238 с. (Bauman Z. 2000. Liquid modernity. John Wiley & Sons, 260 p.).
Гофман И. 2000. Представление себя другим в повседневной жизни. М., Канон-Пресс-Ц, 304 с. (Goffman E. 1959. The presentation of self in everyday life. Garden City, NY. 259 p.).
Заковоротная М.В. 1999. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов н/Д, Издательство Северокавказского научного центра высшей школы, 200 с.
Кастельс М. 2000. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 458 c. (Castells M. 1997. The information age: Economy, society and culture. Blackwell, Oxford, 463 p.).
Коростелина К.В., Тимохина Е.А., Попова И.В. 1999. Психологические проблемы изучения потребительского поведения (на примере рынка туристских услуг). Журнал практического психолога, 1: 67-78.
Тоффлер Э. 2002. Третья волна. М., Издательская группа АСТ, 345 c. (Toffler A. 1980. The third wave. New York, Bantam books, p 384.).
Тоффлер Э. 2004. Шок будущего. М., Издательская группа АСТ, 557 c. (Toffler A. 1984. Future shock. Bantam, 580 p.).
Фридан Б. 1994. Загадка женственности. Пер. с англ. и вступ. статья. О. А. Воронина. М., Прогресс, Литера, 494 с. (Friedan B. 1963. The Feminine Mystique. W.W.Norton & Company).
Фромм Э. 2006. Бегство от свободы. Человек для себя. Пер. с англ. М., АСТ, 571 с. 5. (Fromm E. 1941 The escape from freedom. An introduction to theories of personality. Psychology Press, p. 121-135.).
Эриксон Э. Г. 2000. Детство и общество. Пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеев, СПб., Летний сад, 415 с. (Erikson E. H. 1961. Childhood and society. New York, Norton, 432 p.).
Appadurai A. 1996. Modernity at Large: Cultural Dimensions of Globalization. Minneapolis, 229 p.
Bauman Z. 2000. From Pilgrim to Tourist - or a Short History of Identity. London, Questions of Cultural Identity, 18 p.
Hermans H.J.M. 2004. The dialogical self. Between exchange and power. The Dialogical Self in Psychotherapy. New York, Brunner & Routledge, 13 p.
Lifton R.J. 1993. The Protean Self: Human Resilience in an Age of Fragmentation. N.Y., BasicBooks, 262 p.
Просмотров аннотации: 21
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.