Контроль как форма соотношения субъектов конституционного права

Авторы

  • Станислав Александрович Васильев Севастопольский государственный университет; Тюменский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-525-534

Ключевые слова:

контроль, теория соотношения, субъекты конституционного права, государственный контроль, муниципальный контроль, общественный контроль, надзор, государственно-общественное формирование

Аннотация

Контроль – это форма деятельности компетентных органов, присущая любому государственному органу; выражается в анализе соответствия того, что происходит на самом деле или что происходило в прошлом нормам действующего законодательства. Осуществление контроля регулируется большим количеством нормативных правовых актов, но данная процедура не всегда эффективна на практике, что имеет юридические и правоприменительные причины. Целью исследования является выявление сущностных характеристик осуществления контроля в правоприменительной практике России с позиций теории взаимоотношений субъектов конституционного права для модернизации конституционно-правового регулирования. Использованы общефилософский, общенаучный и специально-правовой методы научного исследования. Для выявления многообразия применения рассматриваемой формы взаимоотношений между субъектами конституционного права активно использовался метод экспертных оценок. В целях повышения качества контроля автором предлагается рассмотреть сущность взаимоотношений между субъектами, влияющими друг на друга, для модернизации нормативно-правового регулирования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Станислав Александрович Васильев, Севастопольский государственный университет; Тюменский государственный университет

Кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права; старший научный сотрудник Института государства и права

E-mail: mnogoslov@mail.ru

Библиографические ссылки

Бердникова Е.В. 2016. Правовые подходы к определению общественного контроля. Современное право, 3: 30–38.

Годованик Е.В., Путренко А.Н. 2024. Концептуальные подходы к определению уровня эффективности конституционно-правовых норм. Конституционное и муниципальное право, 8: 2–6. DOI: 10.18572/1812-3767-2024-8-2-6.

Голобородько Ю.С. 2023. Развитие административно-правовых методов регулирования санитарно-эпидемиологических отношений: правовая диагностика (региональный аспект). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(4): 735–744. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-4-735-744.

Гончаров В.В. 2024. О пределах взаимодействия субъектов общественного контроля и органов судебной власти в Российской Федерации. Администратор суда, 2: 12–16. DOI: 10.18572/2072-3636-2024-2-12-16.

Грошева И.А. 2011. Социальный контроль в архитектонике институционального пространства. Тюмень, Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права, 244 с.

Кирилловых А.А. 2022. Механизм «регуляторной гильотины» в образовании: проблемы и перспективы практической реализации в деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Актуальные проблемы российского права, 4: 37–45. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.137.4.037-045.

Мусаева Р.М. 2011. Некоторые вопросы взаимодействия законодательной (представительной) и исполнительной власти на региональном уровне. Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки, 2: 93–95.

Омран Б. 2023. Государственный контроль как форма взаимодействия органов центральной и местной администрации в Сирийской Арабской Республике. В кн.: Муниципальная власть в современном мире. Сборник материалов научно-практического форума. М., Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы: 63–66.

Остром В. 1993. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество. Пер. с англ., предисл. А. Оболонского. М., Арена, 320 с.

Ostrom V. 1993. Smysl amerikanskogo federalizma. Chto takoye samoupravlyayushcheyesya obshchestvo [The meaning of American federalism. What is a self-governing society]. M., Publ. Arena, 320 р.

Парсонс Т. 2001. О социальных системах. М., Академический проспект, 830 с.

Росенко М.И. 2023. Взаимодействие органов исполнительной власти и бизнес-сообществ при реализации программ комплексного развития Севастополя. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(4): 765–779. DOI: 10.52575/2712-746X-2023-48-4-765-779.

Салий А.Р. 2021. Гражданский контроль в современной России как механизм взаимодействия власти и общества. Крымский Академический вестник, 18: 149–152.

Спиридонов А.А. 2023. Парламентский контроль в единстве с системой государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля: современное понимание и перспективы развития. Lex russica, 76(3): 52–62. DOI: 10.17803/1729-5920.2023.196.3.052-062.

Старосьцяк Е. 1965. Элементы науки управления. М., Прогресс, 423 с.

Тонков Е.Е. 2011. Модернизация юридических форм государственной деятельности: монография. М., Юрлитинформ, 256 с.

Ханахмедова Л.В. 2023. Институт общественного контроля как элемент системы взаимодействия государства и гражданского общества: отдельные аспекты. Вестник Уфимского юридического института МВД России, 3(101): 17–24.

Хугаева Р.Г. 2023. Конституционная ответственность высших органов государственной власти Российской Федерации. Петрозаводск, Новая наука, 171 с.

Чеботарев Г.Н. 2020. Как укрепить единую систему публичной власти? Конституционное и муниципальное право, 3: 19–23.

Чеботарев Г.Н., Петелин А.Л. 2024. Участие граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок. Конституционное и муниципальное право, 2: 23–26. DOI: 10.18572/1812-3767-2024-2-23-26.

Чиркин В.Е. 2005. Государство социального капитализма (перспектива для России?). Государство и право, 5: 54–60.

Эбзеев Б.С. 2005. Государственное единство и целостность Российской Федерации (конституционно-правовые проблемы). М., Экономика, 375 с.

Япрынцев И.М. 2018. Общественный контроль в системе гражданских инициатив в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... к.ю.н.: 12.00.02. М., Моск. гос. юрид. акад. им. О.Е. Кутафина, 26 с.

Ansell B. W., Lindvall J. 2020. Inward conquest: The political origins of modern public services. Cambridge University Press, 311 р.

Felício T., Samagaio A., Rodrigues R. 2021. Adoption of management control systems and performance in public sector organizations. Journal of Business Research, 124: 593–602. DOI: 10.1016/j.jbusres.2020.10.069.

Lawson G., Zarakol A. 2022. The State. The Interwar World. Routledge: 153–167.

Maddah N., Verma A., Almashmoum M. 2023. Ainsworth Effectiveness of Public Health Digital Surveillance Systems for Infectious Disease Prevention and Control at Mass Gatherings. Systematic ReviewJ Med Internet Res, 25: р. e44649. DOI: 10.2196/44649.

Ross E.A. 1965. Social control. A survey of the foundations order. Cleveland – London, 416 p.

Wibbeke L.M., Lachmann M. 2020. Psychology in management accounting and control research: an overview of the recent literature. Journal of Management Control, 31(3): 275–328.


Просмотров аннотации: 8

Поделиться

Опубликован

2024-09-30

Как цитировать

Васильев, С. А. (2024). Контроль как форма соотношения субъектов конституционного права. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(3), 525-534. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-525-534

Выпуск

Раздел

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)