Диспозиции молодежи в отношении виртуальных компонентов государственной молодежной политики
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-3-465-476Ключевые слова:
социальная реальность, гибридная реальность, цифровизация, виртуальные проекты, потребности молодежи, прагматизм, система информационного обеспеченияАннотация
В настоящее время сфера государственной молодежной политики претерпевает значительные изменения, связанные с процессом цифровизации, который затрагивает всех ее акторов, вызывая у них реакцию, далеко не всегда учитывающую специфику складывающейся гибридной реальности, порождающей как новые возможности, так и риски. Несмотря на происходящую трансформацию и необходимость ее осмысления, в научном дискурсе отсутствуют работы, посвященные изучению диспозиций различных групп молодежи в отношении цифровой трансформации, выявлению особенностей государственной молодежной политики в виртуальном пространстве, барьеров, возникающих в ходе работы с молодежью в цифровом обществе. Целью исследования, проведенного методом фокус-групп, участниками которых стали школьники, студенты и работающие молодые люди, является определение особенностей их позиций в отношении виртуальных компонентов государственной молодежной политики. Результаты показали, что отношение молодых людей к онлайн-проектам и программам в сфере государственной молодежной политики противоречиво. С одной стороны, они заинтересованы в получении информации о проектной деятельности в виртуальном пространстве и даже участии в ней, c другой – демонстрируемый интерес носит инертный характер и не подкрепляется самостоятельными действиями по его удовлетворению. Автором установлено, что причины пассивности связаны с низкой эффективностью системы информационного обеспечения государственной молодежной политики, а также с несоответствием существующих виртуальных проектов и программ реальным потребностям молодежи, которая все чаще при рассмотрении возможности участия в практиках государственной молодежной политики, реализуемых как в реальной жизни, так и в онлайн-пространстве, ориентируется на личную практическую выгоду, которая вступает в противоречие с преимущественно социетальными целями государственной молодежной политики.
Скачивания
Библиографические ссылки
Асеева Т.А., Киреева О.С. 2021. Представления учащейся молодежи о государственной молодежной политике (на примере Дальневосточного федерального округа). Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2(67): 66–73. DOI: 10.21672/1818-510X-2021-67-2-066-073
Бужинов Д.Ф., Путинцева Е.Н. 2022. Гражданско-патриотическое воспитание современного российского молодого поколения: проблемы, перспективы и потенциал использования интернет-технологий. Гуманитарные научные исследования, 11(135). URL: https:// human.snauka.ru/2022/11/55050 (дата обращения: 01.09.2024).
Василенко Л.А., Мещерякова Н.Н. 2023. Гибридность цифрового общества: инновационная реальность или утопия? Философия науки и техники, 28(1): 48–65. DOI: 10.21146/2413-9084-2023-28-1-48-65
Вебер М. 2016. Хозяйство и общество: очерки понимающей социологии. Пер. с нем. М., Издательский дом Высшей школы экономики, 445 с. (Weber Max. Wirtschaft und Gesellschaft: Grundriss d. verstehenden Soziologie. Mohr, 303 p.).
Гаю Т.Ф. 2019. Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения. Проблемы современного педагогического образования, 63 (4): 53-56.
Гурьянов Н.Ю., Коротаева Т.В. 2021. Девиации когнитивных способностей человека под воздействием информационных технологий. Современные философские исследования, Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки, 1: 11-118. DOI: 10.18384/2310-7227-2021-1-111-118
Ешев М.А., Марков П.Н., Нехай В.Н., Криволапова А.А. 2023. Ценностные ориентации студенческой молодежи: актуальное состояние и тенденции развития. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2(319): 90-96. DOI: 10.53598/2410-3691-2023-2-319-90-96
Зубок Ю.А. 2020. Молодежь: жизненные стратегии в новой реальности. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 3: 4–12. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1688
Иванова М.М. 2020. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, 13(4): 429–442. https://doi.org/10.21638/spbu12.2020.405
Козлова Р.М., Рудева А.В., Скорнякова В.С., Чурсина Е.А. 2021. Молодежная политика и ее реализация в Курской области. В кн: Социально-экономическая реальность поликультурного мира: новые вызовы, угрозы и риски. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Курск, 24 декабря 2021 г., Курск, Университетская книга: 189-195.
Кушнаренко Е.А. 2022. Использование цифровых технологий в работе с молодежью: взаимодействие в современных реалиях. В кн.: Психология личностного взаимодействия в современном обществе. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Армавир, 12 апреля 2022 г., Чебоксары, Среда: 244-246.
Лисенкова А.А., Труфанова Е.О. 2023. Цифровой эскапизм – от аддикции до аскетизма. Galactica Media: Journal of Media Studies, 3: 17-34. https://doi.org/10.46539/gmd.v5i3.412
Локова М.Ю., Ханова М.Н., Захохова М.Р. 2024. Социально-философский анализ проблем номофобии и интернет-зависимости. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1: 16-22. DOI: 10.18522/2687-0770-2024-1-16-22
Лотфуллина А.И., Солодухо Н.М. 2022. Проблемы техносферы с позиции философии техники. В кн.: Философия в системе «НТПО»: наука, технология, производство, образование. Сборник материалов IV Всероссийской научной конференции с международным участием. Казань, 10 ноября 2022 г., Казань, Издательство Редакционно-издательский центр «Школа»: 91-97.
Луговая О.М., Черникова И.В. 2018. Компьютерно-игровая зависимость молодежи: факторы возникновения и особенности профилактики. Проблемы современного педагогического образования, 60(3): 440–443.
Лунева Е.В., Фомичева К.А., Хрипунова О.Г. 2019. Использование интернет-проектов в гражданско-патриотическом воспитании молодежи. Высшее образование сегодня. 7: 48–55. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.07.P.48
Ляукина Г.А. 2019. Реализация интернет-проектов по патриотическому воспитанию студентов вузов средствами социосетевых технологий. Диссертация на соискание кандидата педагогических наук. ФГБУ ВО «Казанский государственный энергетический университет». Казань, 218 с.
Макарова И.А. 2021 Воспитание в эпоху цифровизации. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1(154): 41–46.
Малькевич А.А. 2020. Возможности использования интернет-технологий в системе молодежной политики России. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки, 4: 38–49.
Мартышенко С.Н. 2020. Влияние интернета на формирование коммуникационной среды современной молодежи. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 9 (1(3)): 185-189. DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0044
Никитин А.А., Комарова Е.А. 2022. Интернет-технологии как инструмент реализации государственной молодежной политики. Актуальные исследования, 49(128): 41–43.
Новикова И.В., Рудич С.Б., Макаева А.Р. 2018. Проблемы реализации государственной молодежной политики на региональном уровне и пути их эффективного решения. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 6(69): 126–135.
Певная М.В., Минченко Д.В., Белов А.А. 2023. Мотивация в саморегуляции волонтерской деятельности молодежи. Наука. Культура. Общество, 29(3): 53–68. DOI: 10.19181/nko.2023.29.3.2
Рудакова О.В. 2020. Региональная молодежная политика в Курской области: решение проблем. Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы, 2(33): 10–14.
Труфанова Е.О. 2021. Приватное и публичное в цифровом пространстве: размывание границ. Galactica Media: Journal of Media Studies, 1: 14–38. https://doi.org/10.46539/gmd.v3i1.130
Ушамирский А.Э. 2016. Презентация базисных интересов молодежи в социологических исследованиях. Современные исследования социальных проблем, 12: 314–331. DOI: 10.12731/2218-7405-2016-12-314-331
Филончик А.В. 2022. Перспективы использования Интернета для оказания социальной помощи молодежи. Молодой ученый, 27(422): 139–142.
Шевченко О.М., Штофер Л.Л. 2022. Влияние цифровой парадигмы социального развития на структуры здоровья человека. Гуманитарий Юга России, 11(5): 145-155. DOI 10.18522/2227-8656.2022.5.12
Просмотров аннотации: 26
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.