Проблема интеграции теории метамодернизма в сферу академических гуманитарно-философских исследований современности

Авторы

  • Дмитрий Александрович Соловьёв Тульский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-398-407

Ключевые слова:

метамодернизм, концепции постпостмодернизма, квазиакадемический статус метамодернизма, философская стагнация, постмодерноцентричный подход

Аннотация

Теоретическая концепция «метамодернизм», предложенная ещё в 2010 году с целью философской концептуализации современного общества и культуры после постмодернизма и обобщающая изыскания постпостмодернизма, продолжает сохранять квазиакадемический статус. Данная теория практически не используется в академических исследованиях гуманитарного профиля. Так как теория метамодернизм мало изучена научными специалистами, в данной статье впервые освещаются собственно причины её настоящего положения по отношению к академическим философским изысканиям. Целью исследования является выявление факторов, препятствующих вхождению метамодернизма в теоретический социально-философский инструментарий изучения современности профессиональными учёными. Анализ показывает, что квазиакадемический статус теории Вермюлена – ван ден Аккера обусловлен комплексом причин, среди которых подход, используемый авторами метамодернизма: акцентуация второстепенных черт современности, затмевающие объективную содержательную сторону положений, выдвигаемых теорией метамодернизм, обращение к предметному полю  постмодернизма, антитезой которого и выступает метамодернизм, обилие неакадемических трактовок метамодернизма, порождающих скепсис по отношению к самой теории со стороны академиков, позиция научных кругов, придерживающихся постмодерноцентричного подхода касательно современного социума и культуры, неолиберальная политика в сфере высшего образования и науки в XXI веке  сказавшаяся,  в первую очередь на качестве, целях и задачах  философского образования, результирующая в снижении качества философского образования.  

Биография автора

Дмитрий Александрович Соловьёв , Тульский государственный университет

аспирант кафедры философии, Тульский государственный университет, г. Тула, Россия.

Библиографические ссылки

Список источников

Кардаш А. Критика философских оснований метамодернизма. Электронный ресурс. URL: http://insolarance.com/metamodern-criticism/15.06.2019 (дата обращёния: 10.04.23).

Энциклопедический словарь культуры XX века под ред. В.П. Руднева М.: Аграф, 608с.

Kirby A. The death of postmodernism and beyond.2006. Electronic resource. Available at: https://philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond

Turner L. Metamodernism: a brief introduction.2015. Electronic resource. Available at: https://luketurner.com/metamodernism-a-brief-introduction

Список литературы

Андреева Е.Ю. 2021. Усталая конструкция теории искусства: о метамодернизме. Новое искусствознание. 2: 154-157 DOI: 10.24412/2658-3437-2021-2-154-157

Егоров Д.И. 2022. Историзация метамодернизма. Вестник Московского государственного университета. Серия: История и политические науки.4: 82-90 DOI: 10.18384/2310-676X-2022-4-82-90

Ирицян Г.Э. 2016. Конец постмодерна или его кризис? Интеллект. Инновации. Инвестиции. 4: 63-67.

Кондратьева С.Б. 2018. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы. Знание. Понимание. Умение. Серия: Проблемы педагогики и психологии. 4: 122-131. DOI: 10.17805/zpu.2018.4.12

Митрошенков О.А. 2013. Пост-постмодернизм как предчувствие. Социально-гуманитарные знания. 4: 52-61.

Морозов А.В. 2019. Осторожно, метамодерн: современность как зонтик и маятник. Галактика медиа: журнал медиа исследований. 3: 238-249 DOI: 10.24411/2658-7734-2019-10032

Осипова Н.О. Юнгблюд В.Т. 2014. Постмодернистский синдром: культурный шок или «долгое прощание»? Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 9: 11-15.

Павлов А.В. 2018. Образы современности в XXI веке: метамодернизм. Логос: философско-литературный научный журнал. Т 28.6: 1-19. DOI:10.22394/0869-5377-2018-6-1-16

Павлов А.В. 2019. Пост-постмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 560 с.

Павлов А.В. 2019. Образы современности в XXI веке: гипермодернизм. Философский журнал. 12.2: 20-33 DOI: 10.21146/2072-0726-2019-12-2-20-33

Понизовкина И.Ф. 2016. Реформа философского образования в ВУЗе: решение современных проблем или новые проблемы? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2: 34-42.

Рендл М.В. 2019. Постмодерн: продолжение социокультурной парадигмы или ее завершение? Общество: философия, история, культура. 3: 28-32. DOI: 10.24158/fik.2019.3.4

Сафронов Э.Е. 2019. Что будет вместо постмодерна? Диджимодернизм как культурная доминанта. Галактика медиа: журнал медиа исследований.1: 178-195.

Спиваковский П.Е. 2018. Метамодернизм: контуры глубины. Вестник Московского государственного университета. Серия: филология. 4: 196-211.

Шаронова С.А. Назарова Е.А. 2015. Национальная модель российского университета в эпоху академического капитализма. Монография Национальные системы образования: под действием глобализации и неолиберализма.Монография под ред. С.А.Шароновой., И.А.Батаниной: 8-25.

Vermeulen T. Akker van den R. 2010. Notes on metamodernism. Journal of Aesthetics & Culture. 2:

-14. DOI:10.3402/jac.v2i0.5677


Просмотров аннотации: 11

Поделиться

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Соловьёв , Д. А. (2024). Проблема интеграции теории метамодернизма в сферу академических гуманитарно-философских исследований современности . NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(2), 398-407. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-398-407

Выпуск

Раздел

Научные сообщения