Проблема интеграции теории метамодернизма в сферу академических гуманитарно-философских исследований современности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-398-407Ключевые слова:
метамодернизм, концепции постпостмодернизма, квазиакадемический статус метамодернизма, философская стагнация, постмодерноцентричный подходАннотация
Теоретическая концепция «метамодернизм», предложенная ещё в 2010 году с целью философской концептуализации современного общества и культуры после постмодернизма и обобщающая изыскания постпостмодернизма, продолжает сохранять квазиакадемический статус. Данная теория практически не используется в академических исследованиях гуманитарного профиля. Так как теория метамодернизм мало изучена научными специалистами, в данной статье впервые освещаются собственно причины её настоящего положения по отношению к академическим философским изысканиям. Целью исследования является выявление факторов, препятствующих вхождению метамодернизма в теоретический социально-философский инструментарий изучения современности профессиональными учёными. Анализ показывает, что квазиакадемический статус теории Вермюлена – ван ден Аккера обусловлен комплексом причин, среди которых подход, используемый авторами метамодернизма: акцентуация второстепенных черт современности, затмевающие объективную содержательную сторону положений, выдвигаемых теорией метамодернизм, обращение к предметному полю постмодернизма, антитезой которого и выступает метамодернизм, обилие неакадемических трактовок метамодернизма, порождающих скепсис по отношению к самой теории со стороны академиков, позиция научных кругов, придерживающихся постмодерноцентричного подхода касательно современного социума и культуры, неолиберальная политика в сфере высшего образования и науки в XXI веке сказавшаяся, в первую очередь на качестве, целях и задачах философского образования, результирующая в снижении качества философского образования.
Скачивания
Библиографические ссылки
Список источников
Кардаш А. Критика философских оснований метамодернизма. Электронный ресурс. URL: http://insolarance.com/metamodern-criticism/15.06.2019 (дата обращёния: 10.04.23).
Энциклопедический словарь культуры XX века под ред. В.П. Руднева М.: Аграф, 608с.
Kirby A. The death of postmodernism and beyond.2006. Electronic resource. Available at: https://philosophynow.org/issues/58/The_Death_of_Postmodernism_And_Beyond
Turner L. Metamodernism: a brief introduction.2015. Electronic resource. Available at: https://luketurner.com/metamodernism-a-brief-introduction
Список литературы
Андреева Е.Ю. 2021. Усталая конструкция теории искусства: о метамодернизме. Новое искусствознание. 2: 154-157 DOI: 10.24412/2658-3437-2021-2-154-157
Егоров Д.И. 2022. Историзация метамодернизма. Вестник Московского государственного университета. Серия: История и политические науки.4: 82-90 DOI: 10.18384/2310-676X-2022-4-82-90
Ирицян Г.Э. 2016. Конец постмодерна или его кризис? Интеллект. Инновации. Инвестиции. 4: 63-67.
Кондратьева С.Б. 2018. Преподавание философии в вузе: проблемы, прогнозы, перспективы. Знание. Понимание. Умение. Серия: Проблемы педагогики и психологии. 4: 122-131. DOI: 10.17805/zpu.2018.4.12
Митрошенков О.А. 2013. Пост-постмодернизм как предчувствие. Социально-гуманитарные знания. 4: 52-61.
Морозов А.В. 2019. Осторожно, метамодерн: современность как зонтик и маятник. Галактика медиа: журнал медиа исследований. 3: 238-249 DOI: 10.24411/2658-7734-2019-10032
Осипова Н.О. Юнгблюд В.Т. 2014. Постмодернистский синдром: культурный шок или «долгое прощание»? Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 9: 11-15.
Павлов А.В. 2018. Образы современности в XXI веке: метамодернизм. Логос: философско-литературный научный журнал. Т 28.6: 1-19. DOI:10.22394/0869-5377-2018-6-1-16
Павлов А.В. 2019. Пост-постмодернизм: как социальная и культурная теории объясняют наше время. М., Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 560 с.
Павлов А.В. 2019. Образы современности в XXI веке: гипермодернизм. Философский журнал. 12.2: 20-33 DOI: 10.21146/2072-0726-2019-12-2-20-33
Понизовкина И.Ф. 2016. Реформа философского образования в ВУЗе: решение современных проблем или новые проблемы? Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2: 34-42.
Рендл М.В. 2019. Постмодерн: продолжение социокультурной парадигмы или ее завершение? Общество: философия, история, культура. 3: 28-32. DOI: 10.24158/fik.2019.3.4
Сафронов Э.Е. 2019. Что будет вместо постмодерна? Диджимодернизм как культурная доминанта. Галактика медиа: журнал медиа исследований.1: 178-195.
Спиваковский П.Е. 2018. Метамодернизм: контуры глубины. Вестник Московского государственного университета. Серия: филология. 4: 196-211.
Шаронова С.А. Назарова Е.А. 2015. Национальная модель российского университета в эпоху академического капитализма. Монография Национальные системы образования: под действием глобализации и неолиберализма.Монография под ред. С.А.Шароновой., И.А.Батаниной: 8-25.
Vermeulen T. Akker van den R. 2010. Notes on metamodernism. Journal of Aesthetics & Culture. 2:
-14. DOI:10.3402/jac.v2i0.5677
Просмотров аннотации: 99
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.