Профессиональная ориентация молодежи как социальный процесс: структурная и факторная составляющие

Авторы

  • Екатерина Владимировна Щанина Пензенский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-6834-1886
  • Любовь Михайловна Шокурова Пензенский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-242-253

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение, молодежь, социальные институты, внутренняя структура личности, факторы профориентации

Аннотация

В настоящий момент рынок труда нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые должны быть профессионалами интегративного типа, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и страны. Существующий сегодня дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда является причиной невостребованности молодых людей на рынке труда. При этом, несмотря на многочисленные исследования по вопросам профориентации, до сих пор отсутствует единая концепция системы подготовки молодежи к профессиональному самоопределению с учетом запроса государства на определенные профессии.  Цель данного исследования – определить структуру, факторы и условия профессиональной ориентации российской молодежиВ процессе исследования проведен анализ статистических данных, вторичный анализ результатов социологических исследований по проблеме профессиональной ориентации молодежи. Представлена авторская модель концепта «Профессиональная ориентация молодежи», включающая структурную и факторную составляющие; описан мотивационный механизм по выбору будущей профессии; акцентировано внимание на том, что для эффективного функционирования системы профориентирования молодежи необходима институциональная поддержка и создание соответствующих условий.

Биографии авторов

Екатерина Владимировна Щанина , Пензенский государственный университет

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет,  г. Пенза, Россия.

Любовь Михайловна Шокурова , Пензенский государственный университет

соискатель кафедры менеджмента и государственного управления, Пензенский государственный университет,  г. Пенза, Россия.

Библиографические ссылки

Амбарова П. А., Зборовский Г. Е. 2023. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий. Образование и наука. 2(25): 191–223. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-2-191-223.

Быков А.В., Настина Е.А. 2020. Взаимосвязи ценностных установок и карьерных достижений (по данным исследования молодежи). Социологические исследования, 8: 67–77. DOI: 10.31857/S013216250009288-9.

Вишневский Ю.Р., Тарасова А.Н. 2022. Высшее образование как конструктор будущего современной молодежи. Университетское управление: практика и анализ, 3 (26): 10–21. DOI: 10.15826/umpa.2022.03.018.

Воронин А.В., Гуртов В.А., Серова Л.М. 2015. Трудоустройство выпускников: методология, мониторинг и анализ. М., Экономика, 363 с.

Гудкова Е.В. 2004. Основы профориентации и профессионального консультирования. Челябинск, ЮУрГУ, 125 с.

Гуртов В.А., Хотеева Е.А. 2018. Планирование карьерной траектории школьников: ориентация на «хочу», «могу» и «надо». Интеграция образования, 22 (1(90)): 134–150. DOI: 10.15507/1991-9468.090.022.201801.134-150.

Дроздова М.Ю., Миронов А.Г. 2013. Мотивы выбора старшеклассниками профессиональной и образовательной траекторий. В кн.: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции, 17 октября 2013, Красноярск, Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр»: 48–52.

Захаров В.М., Бовкунова А.В. 2022. Вопросы трудоустройства российской молодёжи в условиях пандемии COVID-19: самозанятость и другие перспективы. Nomothetika: Философия. Социология. Право, 47(3): 445–454. DOI: 10.52575/2712-746X-2022-47-3-445-454.

Клячко Т.Л., Логинов Д.М., Ломтева Е.В., Семионова Е.А. 2020. Трудоустройство и особенности занятости молодежи в период пандемии. Экономическое развитие России, 27(12): 70–73.

Константиновский Д. Л., 2014. Образование, рынок труда и социальное поведение молодежи. Социологический журнал. 3: 55–69.

Кудрявцев Т.В., Сухарева А.И. 1988. Психологические основы профессионально-технического обучения: проблемы профессионального становления молодёжи. М., Педагогика, 144 с.

Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. 2001. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. Вопросы психологии, 1: 57–65.

Медведева А.А., Ширяева Н.В. 2016. Формы и методы профессиональной ориентации. Экономика и социум, 6-2 (25): 108-110.

Пряжникова Е. Ю. 2006. К вопросу об истории развития профориентации и профессионального самоопределения. Вопросы образования, 3: 224–231.

Рубина Л.Я., 2009. Развитие системы профильного обучения в современной школе. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, 1 (1): 119–123.

Рыбальская Е.А. 2018. Профессиональное самоопределение школьников. Экономика и социум, 6(49): 1534–1541.

Сидоренко Д.Д., Батура Т.Л. 2013. Представления старшеклассников о будущем и готовность к выбору как аспекты их профессионального самоопределения. В кн.: Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы. Материалы научно-практической конференции, 17 октября 2013, Красноярск, Общество с ограниченной ответственностью «Научно-инновационный центр»: 76–80.

Фукуяма С. 1989. Теоретические основы профессиональной ориентации. Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева, М., Изд-во МГУ, 105 с.

Чернякова М.М. 2015. Модернизация образования через создание системы раннего профессионального самоопределения учащихся в образовательных организациях. Гуманитарные и социальные науки, 1: 264–275.

Шнарбекова М.К. 2018. Эффекты семейного капитала в стратегии выбора высшего образования казахстанской молодежью. Интеграция образования, 22(4): 712–727. DOI: 10.15507/1991-9468.093.022.201804.712-727.

Шубкин В.Н., Чередниченко Г.А. 1994. Ценностные ориентации в структуре профессионального самоопределения старшеклассников. Москва, Центр социологии образования Российской академии образования, 59 с.

Lamanauskas V., Augienė D. 2019 Lithuanian Gymnasium Students’ Career Education: Professional Self-Determination Context. Psychological Thought, 12(2): 241–264. DOI: 10.5964/psyct.v12i2.374.

Liu Y. 2019. Choices, Risks and Rational Conformity: Extending Boudon’s Positional Theory to Understand Higher Education Choices in Contemporary China. High Education, 77: 525–540. https://doi.org/10.1007/s10734-018-0285-7.

Puzic S., Odak I., Sabic J. 2019. Educational outcomes and aspirations of upper second-ary school students: The cultural capital and relative risk aversion perspectives. Sociologija, 61(3): 368–388. https://doi.org/10.2298/SOC1903368P.

Super D.E. 1953. Career Patterns as a Basis for Vocational Counseling. Journal of Counseling Psychology, 1: 12-20.

Valitova E., Starodubtsev V., Goryanova L. 2015. Formative personalization of student’s self-determination and employability. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 214: 739–747.

Zeer E.F., Zinnatova M.V., Tretyakova V.S., Scherbina E.Yu., Bukovey T.D. 2018. Staff For Degital Economy: Transprofessionalism Formation. In: International Scientific Conference «Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development». 06-08 December, 2018, Samara: 14-19.


Просмотров аннотации: 15

Поделиться

Опубликован

2024-06-30

Как цитировать

Щанина , Е. В., & Шокурова , Л. М. (2024). Профессиональная ориентация молодежи как социальный процесс: структурная и факторная составляющие. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(2), 242-253. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-242-253

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)