К проблеме профессиональной культуры современного ученого

Авторы

  • Константин Викторович Воденко Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова
  • Инна Ивановна Сальникова Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-212-221

Ключевые слова:

научная деятельность, профессиональная культура, ученый, навыки, качества, развитие, техническая экспертность, критическое мышление, коммуникативные навыки, этические принципы

Аннотация

В настоящее время, когда увеличивается влияние науки на мировые события, усиливается борьба за умственную элиту и повышается роль научной молодежи, особое значение приобретают вопросы формирования нового типа ученого с высоким уровнем профессиональной этики. Профессиональная культура учёного любого профиля выступает в качестве единой системы установленных норм, принципов, взглядов, установок, запретов и законов научной деятельности, общения и поведенческих характеристик научных работников. Основными структурными компонентами профессиональной культуры исследователя являются профессиональное мышление, профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Изучение профессиональных компетенций ученого является важной задачей современного общества. Данное исследование фокусируется на персонализации исследовательской культуры. Здесь выявляются профессиональные навыки и подходы к развитию качеств и навыков современного ученого, необходимых для успешного занятия наукой в наше время. Это увеличивает уровень ответственности ученого перед академическим сообществом и наукой.

Биографии авторов

Константин Викторович Воденко, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальных и гуманитарных наук, Южно-Российский государственный политех-нический университет (НПИ) имени
М.И. Платова,
г. Новочеркасск, Россия.

Инна Ивановна Сальникова, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова

аспирант кафедры социальных и гуманитарных наук, Южно-Российский государственный политех-нический университет (НПИ) имени М.И. Платова,
г. Новочеркасск, Россия.

Библиографические ссылки

Брязгунова Е.Н. 2012. Самообразование как основа успешности человека. В кн.: Педагогическое мастерство. М., Буки-Веди: 310–312.

Гердер И.Г. 1977. Идеи к философии истории человечества. Пер. c нем. А.В. Михайлова. М., Наука, 704 с. (Herder Johann Gottfried. 1792. Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Bei J.F. Hartknoch, 418 p.)

Гурдисов В.В., Нгуен В.Т. 2023. Способы продвижения научной исследовательской деятельности в сети. В кн.: Экономика и менеджмент: новые вызовы и возможности. Ростов-на-Дону, ДГТУ: 81–85.

Ерохин А.М., Ерохин Д. А. 2011. Проблема «профессиональная культура ученого» в контексте социологического знания. Вестник Ставропольского государственного университета, 76: 167–176.

Иванова Е.А., Николаева Л.Г. 2019. Современные публикации ученых стран мира. Петербургская социология сегодня, 12: 5–21. DOI: 10.25990/socinstras.pss-12.m1p2-vg73

Козилова Л.В. 2019. Развитие коммуникативных, научно-исследовательских умений и навыков обучающихся высшей школы как залог успешной их подготовки к будущей профессии. Современное педагогическое образование, 12: 223–226.

Лакейн А. 1996. Искусство успевать. М., Агентство «ФАИР», 91 с.

Лаптев Л.Г., Столяренко А.М., Буданов А.В., Грищенко Л.Л., Демин Г.И. 2018. Профессиональная культура субъекта труда как интегративный феномен. Психология и право, (8)4: 180–191. DOI: 10.17759/psylaw.2018080416

Локатков А.А. 2012. Гибкость и адаптивность новых институтов как факторы, определяющие их эффективность. Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета, 5 (44): 46–50.

Лымарь А.Н. 2016. Профессиональная культура в системе культуры. Вестник Южно-Уральского государственного университета, 7(72): 251–252.

Некрасов А.С. 2019. Феномен творческого мышления в научной деятельности. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право, 44(4): 553–561.

Павлов А.В. 2016. Мотивация в науке и в образовании. Социум и власть, 5(61): 118–126

Попова Е.А. 2014. Культура исследователя в современном социально-гуманитарном знании. Политика и Общество, 5: 524–532.

Сальникова И.И. 2023. Публикационная культура ученого: постановка проблемы. Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки, (16)1: 267–273. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-1-267-273

Сальникова И.И. 2023. Публикационная культура ученого: проблемы и пути их решения. Вестник Южно-Российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки, (16)4: 254–261. DOI: 10.17213/2075-2067-2023-4-254-261

Селье Г. 1972. На уровне целого организма. М., Наука, 122 с.

Сугай Л.А. 2000. Термины «культура», «цивилизация» и «просвещение» в России XIX — начала XX века. В кн.: Труды ГАСК. Выпуск II. Мир культуры. М., ГАСК, 39-53.

Тамбовцев В.Л. 2022. Конкуренция: условие или барьер роста научного знания? Управление наукой: теория и практика, 4(2): 143–168. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.2.14

Шейнбаум В. С. 2018. Компетенция «умение работать в команде» и ее развитие с использованием технологии междисциплинарного деятельностного обучения в виртуальной производственной среде. Высшее образование сегодня, 2: 2–9. DOI: 10.25586/RNU.HET.18.02.P.02

Шепелев Г.В. 2022. О подходах к экспертной оценке эффективности научных исследований. Управление наукой: теория и практика, (4)4: 25–47. DOI 10.19181/smtp.2022.4.4.2

Юкиш В.Ф. 2023. Оценка научного труда. Economy and Business: Theory and Practice, 9(103): 202–212. DOI:10.24412/2411-0450-2023-9-202-212

Ядровская М.В., Поркшерян М.В. 2019. О применении электронных курсов в обучении. Образовательные технологии и общество, 22(3): 3–15.

Якунина Н.А. 2019. Критическое мышление: аналитическое осмысление понятия. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 4(42): 21–26. DOI:10.20310/1810-231Х-2019-18-4(42)-21-26

Adelung J. Chr. 1782. Versuch einer Geschichte der Кultur des menschlichen Geschlechts. 472 p.

Tracy B. 2010. No Excuses! The Power of Self-Discipline, 261 p.

Whewell W. 1840. The Philosophy of the Inductive Sciences, 577 p.


Просмотров аннотации: 12

Поделиться

Опубликован

2024-06-28

Как цитировать

Воденко, К. В., & Сальникова, И. И. (2024). К проблеме профессиональной культуры современного ученого. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(2), 212-221. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-2-212-221

Выпуск

Раздел

Логика, методология и философия науки

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)