Античное авторство в лабиринтах культурного самосознания: заметки на полях книги Г.В. Драча «История античной философии и культуры»

Авторы

  • Никита Сергеевич Егоров Белгородский государственный институт искусств и культуры

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-1-181-186

Ключевые слова:

Г.В. Драч, автор, античный автор, Гомер, Гесиод, античная литература, агонистика

Аннотация

Древняя Греция стала местом рождении первых классических авторов, явивших европейской цивилизации образец осознанной творческой деятельности. Несмотря на то, что творческая и творческо-ремесленная деятельность древних греков осмыслялась в работах крупнейших отечественных антиковедов тема авторства звучала редко. На материале книги Г.В. Драча «История античной философии и культуры» было предпринято новое исследование ранней авторской деятельности, имеющее целью уточнение авторской фигуры в контексте культурно-цивилизационной инфраструктуры античного мира. В результате исследования сформулированы выводы, подкрепленные положениями из книги Г.В. Драча. Гомер – осознанный автор. Ключевым критерием осознанного авторства в отношении Гомера может считаться способность к художественному вымыслу, находящему внутрихудожественную параллель в хитроумии Одиссея. По отношению к Гесиоду были даны иные маркеры осознанного авторства (единство замысла, тенденциозность, биографическая конкретика). Были исследованы общие культурно-исторические основания авторской деятельности. Сделан вывод о том, что грамотность, впервые в истории ставшая личным, а не профессиональным навыком, позволила устанавливать личную связь с текстом; агональность и стремление к славе составили единый социокультурный механизм, конвертирующий борьбу и победу в факт общественного признания индивидуального творческого достижения.

Биография автора

Никита Сергеевич Егоров, Белгородский государственный институт искусств и культуры

аспирант кафедры философии, культурологии, науковедения, Белгородский государственный институт искусств и культуры,
г. Белгород, Россия.

Библиографические ссылки

Аверинцев С.С. 1996 Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., Школа «Языки русской культуры», 448 с.

Гесиод 1999. Теогония. В кн.: Эллинские поэты VII–III вв. до н. э. Эпос. Элегия. Ямбы. Мелика. М., Ладомир: 29–50.

Драч Г.В. 2023. История античной философии и культуры: избранные труды. Т. 1. Ростов н/Д; Таганрог, Издательство Южного федерального университета, 512 с.

Егоров Н.С. 2023. Рождение автора как междисциплинарная проблема. Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования, 4: 209–217.

Кессиди Ф.Х. 2003. От мифа к логосу. Становление греческой философии. СПб., Алетейя, 360 с.

Римский В.П. 2017. Учреждающая дискурсивность Михаила Петрова: интеллектуал в интерьере культурного капитала. М., Канон+ РООИ «Реабилитация», 456 с.


Просмотров аннотации: 14

Поделиться

Опубликован

2024-03-30

Как цитировать

Егоров, Н. С. (2024). Античное авторство в лабиринтах культурного самосознания: заметки на полях книги Г.В. Драча «История античной философии и культуры». NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 49(1), 181-186. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-1-181-186

Выпуск

Раздел

Научная жизнь, коммуникации и рецензии