Мифологический хронотоп и архетипы повседневности
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2024-49-1-165-172Ключевые слова:
мифологический хронотоп, Tempus, Templum, теория архетипов, «архетипы повседневности», М. Элиаде, К.-Г. ЮнгАннотация
Цель исследования ‒ представить философско-культурологический анализ понятия «мифологический хронотоп», рассматриваемого в классических трудах М. Элиаде, Е.М. Мелетинского, В.Н. Топорова, прояснить его связь с теорией архетипов К.-Г. Юнга а также развить некоторые их положения применительно к современным условиям. Ориентация на использование сравнительной, сравнительно-исторической, системной и герменевтической научной методологии позволяет проследить значимые элементы сходства и различия в интерпретации понятия «архетип» в теоретических построениях М. Элиаде и К.-Г. Юнга. Обоснована необходимость выделения в современных условиях такой категории архетипических образов, как «архетипы повседневности», и конкретных их кластеров (дом, семья, работа, отношения, здоровье, досуг, быт и др.).
Скачивания
Библиографические ссылки
Мелетинский Е.М. 1995. Поэтика мифа. М., Наука, 408 с.
Пятков Н.А. 2011. Архетип в его отношении к архаическому мировосприятию и мифомышлению, как онтологическая проблема: Автореф. дисс. … канд. филос. наук. Екатеринбург, 39 с.
Топоров В.Н. 2010. Мировое дерево. Универсальные знаковые комплексы. Т. 1. М., Рукописные памятники Древней Руси, 448 с.
Элиаде М. 1996. Аспекты мифа. М., ИНВЕСТ-ППП, 240 с.
Элиаде М. 1999а. Йога: бессмертие и свобода. СПб, Лань, 448 с.
Элиаде М. 1987. Космос и история. М., Прогресс, 312 с.
Элиаде М. 2002. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. М., ИД «Гелиос», 224 с.
Элиаде М. 1999b. Очерки сравнительного религиоведения. М., Ладомир, 488 с.
Элиаде М. 1994. Священное и мирское. М., Изд-во МГУ, 144 с.
Эстес К. 2001. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. М., София, 448 с.
Юнг К. 2020. Проблемы души нашего времени. СПб, Питер, 336 с.
Юнг К.-Г. 2003. Психология и алхимия. М., Рефл-бук, 591 с.
Юнг К.-Г. 2009. Сознание и бессознательное. М., Академический проект, 188 с.
Юнг К.-Г. 1997. Человек и его символы. М., Серебряные нити, 368 с.
Barth C. 2013. In illo tempore, at the center of the world: Mircea Eliade and religious studies' concepts of sacred time and space. Historical Social Research, 38(3): 59‒75. DOI
https://doi.org/10.12759/hsr.38.2013.3.59-75.
Hauglid B.M. 1994. Sacred Time and the Temple. In: Temples of the Ancient World: Ritual and Symbolism, ed. Donald W. Parry. Salt Lake City: Deseret Book: 636‒645.
Hultgard A. 2022. The End of the World in Scandinavian Mythology. Oxford, Oxford University Press, 494 р.
Meagher R.E. 1980. Mircea Eliade: methodology and the meaning of the sacred. Hermathena, 128: 7‒19.
Mirdamadi Y. 2015. The Plurality of the Sacred. Open Journal of Philosophy, 5: 397‒402. DOI: 10.4236/ojpp.2015.57048.
Jung C.G. 1969. Concerning Mandala Symbolism In: Jung C.G. Collected Works. Vol. 9 (Part 1). Princeton, Princeton University Press: 355‒384.
Просмотров аннотации: 81
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2024 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.