Философские модусы экзистенциального диалога в практике реконструкции литературного стиля
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-791-802Ключевые слова:
образование, философия, язык, символизм, мышление, инноватикаАннотация
На примере уникальной методической находки – интуитивной реконструкции учащимся авторского стиля классика русской литературы, изложенной в критериях этико-экзистенциального «оклика гения» в новых онтологических реалиях – автопрами рассматрены философские аспекты и аксиологическая символика возможной педагогической практики на уроке литературы в современной российской школе, выдвинуты воспитательные задачи формирования нравственного опыта учащихся в процессе реализации ими самостоятельного творческого замысла в рамках освоения экзистенциального континуума того или иного художественного произведения с позиций сопричастности общей литературной традиции отечественной культуры. С точки зрения философии образования намечаются основания методической инноватики для возрождения системного принципа мышления учащихся в контексте раскрытия ими «созвучных смыслов» классического литературного произведения.
Скачивания
Библиографические ссылки
Алпатова Т.Н. 2021. Организация работы с одарёнными детьми на уроках литературы. В кн.: Педагогика одарённости: вызовы, достижения, перспективы: Сборник научно-методических статей по итогам межрегиональной научно-практической конференции «Педагогика одарённости: вызовы, достижения, перспективы» (Самара, 25–26 марта 2021 года). Самара: 114–118.
Бахтин М.М. 2000. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук. СПб., Азбука, 322 с.
Бахтин М.М. 2013. Эстетика словесного творчества. М., RUGRAM, 444 с.
Бейлин М.В., Гончаров Г.Н. 2021. Вселенская мудрость и христианская суть бытия в творческих поисках И.А.Бунина. Наука. Искусство. Культура, 1(29): 82-92
Бобков А.А. Бобков А.И. 2020. «Русские темы» как соединение русской литературы и философии в контексте решения вопроса об этнокультурной идентичности. Наука. Искусство. Культура, 4(28): 31–45.
Богоявленская Д.Б. 2020. О понятии одаренности. Образование личности, 4: 52-59.
Бондаренко А.В. 2009. Язык: бытие и сущность. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2(36): 8–11.
Бонецкая Н. 2022. Бахтин как философ. Поступок. Диалог. Карнавал. СПб., Алетейя, 556 с.
Бурханов Р.А., Соловьева Н.С. 2014. Метафизические основания философии культуры и аксиологии Генриха Риккерта. Вестник Нижневартовского государственного университета, 1: 39–49.
Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И. 2020. Вектор разработки образовательной парадигмы в контексте персонифицированного образования в эпоху развития цифровых технологий. В кн.: Образование и молодёжь в условиях цифровой экономики будущего: Материалы международной научной конференции «Образование и молодёжь в условиях цифровой экономики будущего» (Новочеркасск,11–13 ноября 2020). Новочеркасск: 17–21.
Давыдова Г.И., Самыгин С.И. 2020. Формирование личности в теории и практике рефлексивно-диалогического подхода. М., Русайнс, 219 с.
Даренский В.Ю. 2021. Духовное преображение человека как сверхзадача Достоевского. Наука. Искусство. Культура, 4(32):77–92.
Колесникова Г.И. 2020. Современные риски преподавателей гуманитарных дисциплин высшей школы в условиях модернизации российской системы образования. Гуманизация образования, 2: 16–25.
Корниенко Е.Р. 2010. Текст сквозь призму философии М.М. Бахтина. Знание. Понимание. Умение, 1: 128–133.
Кузнецова А.В. 2020. Метатекст в художественном тексте: прагматика и функции. Филологические науки. Вопросы теории и практики, 13(9): 265–269.
Лепешкина А.Б. 2017. Понятие, сущность, структура, классификация и роль педагогической технологии в образовательном процессе. Символ науки, 02-1: 155–157.
Липич Т.И. 2014. Диалог как форма взаимодействия культур. Научный результат. Серия: Социальные и гуманитарные исследования, 1: 63–69.
Образовательно-ииновационные технологии: теория и практика. 2008. Под. общ. ред. О.И.Кирикова. Воронеж, Издательство ВГПУ, 420 с.
Пацьорка Е.И. 2020. Ценностный потенциал экзистенциального диалога в системе педагогических идей Ф.М. Достоевского (на материале «Дневника писателя» и эго-документов 1863–1880 гг.). Вестник Томского государственного педагогического университета, 3(209): 22–29.
Подлиняев О.Л. 2012. Личностно-центрированный подход как альтернатива технологизации современного образования. Школьные технологии, 4: 30-35.
Римский В.П., Римская О.Н. 2020. Философская проза Варлама Шаламова. Наука. Искусство. Культура, 4(28): 45–64.
Розанов В.В. 2023. Опавшие листья. М., Издательство Юрайт, 301 с.
Самыгин С.И. Ничипуренко В.Н. 2015. Философско-методологические основы педагогики высшей школы. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 4-5: 24-39.
Сорокин П.А. 2021. Заветы Достоевского. Ф.М. Достоевский: pro et contra: Антология, СПб., Русская Христианская гуманитарная академия (РХГА), 705 с.
Энгельмейер П.К. 2010. Теория творчества. М., Книжный дом Либерком, 208 с.
Kukulska-Hulme A., Bossu C., Coughlan T., Ferguson R., FitzGerald E., Have M., Herodotou C., Rienties B., Sargent J., Scanlon E., Tang J., Wang Q., Whitelock D., Zhang S. 2021. Innovating Pedagogy 2021: Open University Innovation Report 9 Milton Keynes: The Open University. URL: https://oro.open.ac.uk/74691/1/innovating-pedagogy-2021.pdf (Accessed: January 15, 2023).
Manea A.D. 2015. Innovation in the management of educational institutions. Procedia. Social and Behavioral Sciences, 209: 310–315.
Просмотров аннотации: 152
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.