Медиапотребление как социокультурная детерминанта ценностных иерархий и идеологических предпочтений россиян

Авторы

  • Темур Геннадьевич Насриддинов Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-693-703

Ключевые слова:

социокультурные факторы, медиапотребление, ценностные ориентации, ценностные иерархии, идеология

Аннотация

Стремительное развитие цифровизации радикально трансформирует каналы медиапотребления и ведет к фрагментации информационного пространства, чем изменяет социокультурный контекст воспроизводства ценностных иерархий в массовом сознании. Ценностные иерархии играют определяющую роль в формировании идеологических предпочтений россиян, что пока еще в недостаточной степени нашло осмысление в социологической теории. Цель исследования: определить взаимосвязь и взаимовлияние медиапотребления, ценностных иерархий и идеологических ориентаций. В качестве рабочей гипотезы был выдвинут тезис о том, что характер и структура медиапотребления зависит от возраста, а само оно влияет на формирование субъективных ценностных иерархий и идеологических предпочтений. Анализ основан на результатах массового опроса «Россияне о перспективах – 2023», проведенного в 2023 году Центром социологии идеологических и социокультурных процессов ИСПИ ФНИСЦ РАН в ряде регионов России. По результатам анализа сделаны выводы о подтверждении наличия взаимосвязи показателей медиапотребления с межпоколенческими различиями ценностных иерархий и идеологических ориентаций
в современном российском массовом сознании. Тем самым дополнена теоретико-методологическая основа для изучения социокультурных детерминант идеологических процессов в современном российском социуме.

Биография автора

Темур Геннадьевич Насриддинов , Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук

кандидат философских наук, руководитель Центра социологии идеологических и социокультурных процессов, ведущий научный сотрудник, Институт социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Андреев А.Л. 2007. Ценностные и мировоззренческие аспекты социального неравенства. Социологические исследования, 9: 38–44.

Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. 2023. Представления молодежи о будущем страны в проекции культуры. Наука. Культура. Общество, 29(3): 39–52. DOI https://doi.org/10.19181/ nko.2023.29.3.1.

Коломиец В.П. 2017. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия. Социологические исследования, 6: 3–14.

Инглхарт Р., Вельцель К. 2011. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. Пер. с англ. М., Новое издательство, 464 c.

Маслоу А. 2002. Психология личности. М., МГУ, 247 с.

Покровский Н.Е. 2006. Что происходит с гуманитарным образованием? Социологические исследования, 12: 95–98.

Полуэхтова И.А. 2022. Медиапотребление в цифровой среде: к вопросу о методологии исследований. Знание. Понимание. Умение, 3: 206–218. DOI http://dx.doi.org/ 10.17805/zpu.2022.3.19.

Дунас Д.В., Вартанов С.А., Кульчицкая Д.Ю. 2019. Теоретические аспекты изучения медиапотребления российской молодежи: к пересмотру теории использования и удовлетворения. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, 2: 3–28.

Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования. 2017. Москва : ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», 131 с. ISBN 978-5-215-02993-0.

Чупров В.И., Зубок Ю.А., Романович Н.А. 2022. Отношение к социальной реальности в российском обществе: социокультурный механизм формирования и воспроизводства. Москва, Норма: ИНФРА-М, 352 с. ISBN 978-5-91768-444-4.

Шестопал Е.Б., Селезнева А.В. 2018. Социокультурные угрозы и риски в современной России. Социологические исследования, 10: 90–99. DOI 10.31857/S013216250002161-0.

Inglehart R. 1971. The Silent Revolution in Europe: Intergenerational Change in Post-Industrial Societies. The American Political Science Review, 65(4): 991-1017.

Hepp A. 2020. Deep mediatization. London & New York, Routledge, 248 p.

McLuhan M. 1964. Understanding Media: The Extensions of Man. New York: McGraw-Hill.

Moore, M. 2012. Interactive media usage among millennial consumers. Journal of Consumer Marketing, 29 (6): 436–444.

Robinson, J.P. 2016. The Routledge Handbook of Media and Cultural Production. London: Routledge.

Sundar S.S., Limperos A.M. 2013. Uses and grats 2.0: New gratifications for new media. Journal of Broadcasting & Electronic Media, 57(4): 504–525.


Просмотров аннотации: 40

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Насриддинов , Т. Г. (2023). Медиапотребление как социокультурная детерминанта ценностных иерархий и идеологических предпочтений россиян . NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(4), 693-703. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-693-703

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии