Внутрироссийская академическая мобильность студенческой молодежи: особенности институциональной регуляции и саморегуляции

Авторы

  • Анастасия Андреевна Зайцева Федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук https://orcid.org/0000-0002-2923-0497

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-683-692

Ключевые слова:

студенты, институциональная регуляция, образование, саморегуляция жизнедеятельности

Аннотация

Цель исследования заключается в выявлении факторов и механизмов, влияющих на развитие внутрироссийской академической мобильности студенческой молодежи, а также саморегуляционных оснований мобильности, их связи с более широкими представлениями молодежи об образовании. В результате  выявлено, что формат межвузовской академической мобильности студентов в России находится на стадии становления. Институциональное регулирование данного процесса проявляется в наличии формальных законодательных норм для сетевых обменов и создании в вузах организационных условий, связанных с возможностью построения индивидуальных образовательных траекторий, финансирования перемещений и проживания иногородних студентов, создания гибких образовательных планов. Специфика саморегуляции жизнедеятельности молодежи проявляется в высоких установках на миграцию в другие российские регионы, особенно распространенных среди студентов.

Биография автора

Анастасия Андреевна Зайцева , Федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук

кандидат социологических наук, научный сотрудник, Центр социологии молодежи Института социально-политических исследований, Федеральный научно-исследовательский центр Российской академии наук, г. Москва, Россия.

Библиографические ссылки

Алешковский И.А., Гаспаришвили А.Т., Крухмалева О.В., Нарбут Н.П., Савина Н.Е. 2023. Особенности формирования образовательных траекторий российских студентов: оценка и возможности. Высшее образование в России, (32)4: 137–155. DOI 10.31992/0869-3617-2023-32-4-137-155.

Алиева Л.Р., Фомина Е.А. 2019. Организация исходящей академической мобильности в вузе: современная ситуация и направления развития. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 5(74): 119–127. DOI: 10.37493/2307-907X-2019-74-5-119-127.

Ватолкина Н.Ш., Федоткина О.П. 2015. Академическая мобильность студентов в условиях интернационализации образования. Университетское управление: практика и анализ, 2: 17–26.

Денисова Е.С. 2019. Организация международной академической мобильности в Сахалинском государственном университете. Филологический журнал, 23: 51–54.

Емельянова И. Н., Теплякова О. А., Тепляков Д. О. 2020. Мобильность студентов российских вузов как явление и управленческая проблема. Университетское управление: практика и анализ, 24(2): 131–144. DOI 10.15826/umpa.2020.02.019.

Зайцева А.А. 2022. Академическая мобильность студентов: ценности, установки и социальные практики на Юге России. Научный результат. Социология и управление, 8(3): 137–154. DOI 10.18413/2408-9338-2022-8-3-0-10.

Зайцева А.А. 2023. Изменения в международной академической мобильности студентов – возможность для внутрироссийской? Материалы XIII международной социологической Грушинской конференции «Переустройство мира: исследования (в) новой реальности», 25–27 мая 2023 г. М.: ВЦИОМ: 139–144.

Зубок Ю.А., Чупров В. И. 2008. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 2(86): 142–155.

Ментальные программы и модели социального поведения в российском обществе. 2016. Отв. ред. А.В. Лубский. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 392 с.

Миронова С.П. 2014. Социально-профессиональная мобильность: специфика русского менталитета. Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29–30 мая 2014 года. Под редакцией Г.М. Романцева, В.А. Копнова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет: 176–181.

Рязанцев С.В., Ростовская Т.К., Скоробогатова В.И., Безвербный В.А. 2019. Международная академическая мобильность в России: тенденции, виды, государственное стимулирование. Экономика региона, 15(2): 420–435. DOI 10.17059/2019-2-9.

Стабровская А.В. 2020. Информационные технологии как ресурс социокультурного взаимодействия участников академической мобильности в высшей школе. Преподаватель ХХI век, 4-1: 67–74. DOI 10.31862/2073-9613-2020-4-67-74.

Урри Дж. 2012. Мобильности. М., Праксис, 576 с.

Чупров В.И., Зубок Ю.А., 2022. Молодежь в культурном пространстве: саморегуляция жизнедеятельности: монография. М., Норма : ИНФРА-М, 304 с.

Alexander J. 2006. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford: Oxford University Press.

Sorokin P. 1959. Social and Cultural Mobility. N.Y: The Free Press, 645 р.

Sorokin P. 1927. Sociology of Revolution. Michigan University: Lippincot Press.


Просмотров аннотации: 48

Поделиться

Опубликован

2023-12-29

Как цитировать

Зайцева , А. А. (2023). Внутрироссийская академическая мобильность студенческой молодежи: особенности институциональной регуляции и саморегуляции . NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(4), 683-692. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-4-683-692

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии