Религиоведческое исследование феномена русского юродства: проблема применимости феноменологического метода Жака Ваарденбурга
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-614-622Ключевые слова:
русское юродство, методология религиоведения, неофеноменология, систематический подход, интенциональность, религиозный фактАннотация
В представленной работе отражен первый опыт систематического исследования феномена русского юродства. Его детальное рассмотрение проливает свет на русский менталитет, открывает новые грани отечественной культуры, а также переводит неофеноменологию на новый уровень практической методологии. Ранее в корпусе религиоведческих дисциплин данное проблемное поле не выделялось в качестве объекта самостоятельного изучения. Целью исследования является определение границ применимости систематической методологии Ж. Ваарденбурга в современном религиоведении на примере анализа феномена русского юродства. Сделан вывод о том, что концепция голландского исследователя позволяет объединить различные подходы в одной теории, где религия предстает в качестве системы ориентирования. В целом применение данной методологии предоставляет возможность более детального изучения религиозных фактов различных религиозных традиций.
Скачивания
Библиографические ссылки
Амелин А.В. 2011. Нуминозное в религиозном опыте при психических расстройствах. Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение, 2(7): 179–184.
Ваарденбург Ж. 2010. Размышления о религиоведении, включая эссе работ Герардаван дер Леу. Классические подходы к изучению религии. Цели, методы и теории исследования. Введение и антология. Владимир. Изд-во Владим. гос. ун-та, 408 с.
Ваарденбург Ж. 2016. Религия и религии: систематическое введение в религиоведение. СПб. Издательство РХГА, 216 с.
Воронкова Е.А. 2011. Юродство как транскультурный религиозный феномен: автореф. дис. … степени канд. филос. наук: 09.00.14. Благовещенск, 30 с.
Кольцов А.В. 2013. Феноменология религии «нового стиля» Ж. Ваарденбурга в контексте голландской традиции феноменологии религии. Вестник ПСТГУ, 3(47): 87–100.
Отто, Р. 2008. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб. АНО «Изд-во С.-Петерб. ун-та», 272 с.
Петтацони Р. 2002. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие. Религиоведение, 1: 149–155.
Самарина Т.С. 2019а. Религиоведческое наследие Жака Ваарденбурга: критический анализ. Религиоведение, 3: 117–126.
Самарина Т.С. 2019б. Феноменология, ноуменология, постфеноменология религии. М., ИФ РАН, 296 с.
Рикер П. 1995. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М, Изд-во «МЕДИУМ». 415 c.
Bleeker C.J. 1973. Commentary. In: Science of Religion: Studies in Methodology, 173–177.
Jensen J.S. 2011. What Sort of «Reality» is Religion. In: Religious Transformations and Socio-Political Change: Eastern Europe and Latin America. Ed. Luther Martin, Berlin, New York: De Gruyter, 357–380.
King U. 1984. Historical and phenomenological Approaches to the Study of Religion. Some major Developments and Issues under Debate since 1950. Contemporary Approaches to the Study of Religion, 1: 29–164.
Leeuw G. van der. 1961. Einfiihrung in die Phanomenologie der Religion. Darmstadt, 220 p.
Tiele C. 1904. Grundziige der Religionswissensnchaft. Harvard University. Publ. J.C.B. Mohr (PaulSiebeck), 90 p.
Waardenburg J. 1999. Classical Approaches to the Study of Religion: Aims, Methods and Theories of Research. Introduction and Anthology. Vol. 1, 742 p.
Werblowsky Z. 1979. Is there a «Phenomenology of Religion» in the Study of Religion? Current Progress in the Methodology of the Science of Religion, 291–296.
Whaling F. 1985. Introduction. Contemporary Approachestothe Study of Religion. Archives de sciences sociales des religions, 60.2: 309–310.
Просмотров аннотации: 54
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.