Гендерный фактор в трудовых стратегиях студентов вузов

Авторы

  • Галина Алексеевна Ельникова Белгородский университет кооперации, экономики и права

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-471-482

Ключевые слова:

профессиональные стратегии, карьерные стратегии, стратегии трудоустройства, гендерная идеология, гендерные стереотипы, студенты

Аннотация

Гендерное неравенство в трудовой сфере закладывается в трудовых стратегиях молодежи, поэтому задача его преодоления диктует необходимость изучения  роли  гендерного фактора в трудовых стратегиях молодежи. Однако, несмотря на имеющиеся по данному вопросу работы, быстро меняющаяся социально-экономическая и политическая ситуация и вступление в жизнь новых поколений молодых людей обусловливают новые исследования. В связи с этим цель работы заключается в определении роли и места гендерного фактора в трудовых стратегиях студентов вузов (на примере вузов г. Белгорода).  Результаты показали, что гендерный фактор  в значительной степени определяет выбор студентами профессии, их отношение к карьере, способам трудоустройства и выбор организационных форм труда. Сделан вывод о том, что, несмотря на кардинальные изменения, происходящие в современном обществе,  студенты в своих трудовых стратегиях ориентируется на традиционные гендерные стереотипы и гендерную идеологию.

Биография автора

Галина Алексеевна Ельникова, Белгородский университет кооперации, экономики и права

доктор социологических наук, профессор кафедры гуманитарных и социальных дисциплин, Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород, Россия.

Библиографические ссылки

Баскакова М.Е. 2019. Гендерная асимметрия малого бизнеса (на примере Москвы). Мир новой экономики, 13(3): 100–111. DOI: 10.26794/2220–6469–2019–13–3-100-111.

Глебова Г.Ф. 2016. Исследование гендерных особенностей профессионального самоопределения студентов. В кн.: Гендерный подход в гуманитарных исследованиях. Под ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск, Зебра: 121–131.

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. 2010. Молодежь России: социологический портрет. М., ЦСПиМ, 592 c.

Гуриева С.Д., Удавихина У.А. 2020. Особенности применения гендерных стратегий при построении карьеры женщинами в России. В кн.: Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. Материалы III Международной научно-практической конференции, 1–2 октября 2020, Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: 270–273.

Демографический ежегодник России. 2021. М., Росстат, 256 с.

Задворнова Ю.С. 2019. Ликвидация гендерного разрыва в оплате труда в STEM-отраслях как ключевая задача преодоления гендерного неравенства в странах с цифровой экономикой. Женщина в российском обществе. 3: 114–120. DOI: 10.21064/WinRS.2019.3.9.

Замятнина Е.С. 2017. Гендерные различия при выборе специальности в вузе в современной России. Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены, 3: 163–176. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2017.3.11.

Креховец Е.В., Леонова Л.А. 2017. Трудоустройство выпускников высших учебных заведений: гендерный анализ. Женщина в российском обществе, 3(84): 58–69.

Марарица Л.В., Гуриева С.Д., Казанцева Т.В. 2019. Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного капитала женщины: постановка проблемы. Психология человека в образовании, 1(1): 44–52. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-1-44-52

Медведева Н.Р., Киндаев А.Ю. 2013. Гендерное неравенство при трудоустройстве выпускников вузов. XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс, 8: 309–314.

Савостина Е.А., Смирнова И.Н., Хасбулатова О.А. 2017. STEM: профессиональные траектории молодежи (гендерный аспект). Женщина в российском обществе, 3(84): 33-44.

Селиванова З.К. 2017. О жизненных целях и профессиональных предпочтениях старших подростков. Социологические исследования, 5: 51–56.

Семенова Ю.А. 2014. Женское предпринимательство в современном российском обществе: особенности и перспективы. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Социология. Политология, 14(2): 17–19. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2014-14-2-17-19.

Хайнс С. 2019. Может ли гендер меняться? Введение в XXI в. Пер. с англ. М., Ад Маргинем Пресс, ABCdesing, 144 с. (Hines S., Taylor M. 2018. Is Gender Fluid?: A primer for the 21st century. Thames and Hudson Limited, 143 p.)

Хасбулатова О.А., Смирнова И. Н. 2020. Гендерные стереотипы в цифровом обществе: современные тенденции. Народонаселение, 23(2): 161–171. DOI: https://doi.org/ 10.19181/population.2020.23.2.14.

Чередниченко Г.А. 2018. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ). Социологические исследования, 8: 91–101.

Чередниченко Г.А. 2016. Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий). СПб.: Издательство РХГА, 392 с.

Anker R. 1997. Theories of occupational segregation by sex: an overview. International Labor Reviews, 136(3): 315–339.

Barrett E. 2021. Career aspirations of teenagers and the future of gender equality in occupations. Journal of Education and Work, 34(2): 110–127.

Blim M. 2001. Italian women after development: Employment, entrepreneurship, and domestic work in the Third Italy. The History of the Family, 6(2): 257–270. DOI: https://doi.org/10.1016/s1081-602x(01)00072-0.

Fortin N.M. 2005. Gender role attitudes and the labour-market outcomes of women across OECD countries. Oxford Review of Economic Policy, 21(3): 416–438.

Kosyakova Y., Kurakin D., Blossfeld H.-P. 2015. Horizontal and vertical gender segregation in Russia – changes upon labour market entry before and after the collapse of the Soviet regime. European Sociological Review, 31(5): 573–590.

Malach‐Pines A., Bourne D., Özbilgin M.F. 2008. Strategies for combating gendered perceptions of careers. Career Development International, 13(4): 320–332.

McEntee-Atalianis L., Litosseliti L. 2017. Narratives of sex-segregated professional identities. Narrative Inquiry, 27(1): 1–23.

Miller L., Hayward R. 2006. New jobs, old occupational stereotypes: gender and jobs in the new economy. Journal of Education and Work, 19(1): 67–93.

Scholes L., McDonald S. 2022 Year 3 student career choices: Exploring societal changes in constructions of masculinity and femininity in career choice justifications. British Educational Research Journal, 48(2): 292–310.

Sikora J., Saha L. J. 2009. Gender and professional career plans of high school students in comparative perspective. Educational Research and Evaluation, 15(4): 385–403.

Van der Vleuten M., Jaspers E., Maas I., van der Lippe T. 2016. Boys’ and girls’ educational choices in secondary education. The role of gender ideology. Educational Studies, 42(2): 181–200.


Просмотров аннотации: 37

Поделиться

Опубликован

2023-09-30

Как цитировать

Ельникова, Г. А. (2023). Гендерный фактор в трудовых стратегиях студентов вузов. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(3), 471-482. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-471-482

Выпуск

Раздел

Социология, социальные структуры и процессы, социальные технологии

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)