Доверие и недоверие российского общества к институту здравоохранения: социальные индикаторы и постпандемические эффекты
DOI:
https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-3-458-470Ключевые слова:
социальное доверие, институт здравоохранения, пандемия COVID-19, потребители медицинской помощи, медицинский выбор, российское обществоАннотация
Уязвимое место большинства исследований феномена доверия/недоверия локализуется в аксиоматическом предубеждении о якобы существующем конвенциональном понимании доверительного отношения. Поэтому попытки его социологической диагностики сводятся к выявлению различных индексов и средних значений доверия, удовлетворенности, ожиданий потребителей медицинской помощи. В связи с этим цель исследования состоит в оценке социальных представлений, практик, поведенческих установок, образующих систему индикаторов доверия населения к институту здравоохранения. На материалах межрегионального анкетного опроса, а также на основе вторичных социологических данных, показана структура дихотомии доверия/недоверия российского общества к здравоохранению на этапе нормализации эпидемиологической ситуации в стране. Полученные результаты показали, что обобщенное доверие к медицинским организациям во многом декларативно и носит гибкий авансовый характер, зачастую безотчетно для самих пациентов и предпациентов. Кроме того, доверие дифференцируется по критерию социального капитала, поскольку зависит от наличия знакомых медработников, личных, семейных врачей. Сделан вывод о том, что доверие/недоверие в здравоохранении – лишь идейно-теоретический конструкт, интуитивная динамическая матрица, посредством которой воспроизводится индивидуальный для каждого человека комплекс адаптивных самосохранительных реакций, приводящий как к положительным, так и к нежелательным эффектам.
Финансирование: исследование выполнено в рамках реализации гранта Президента РФ для государственной поддержки молодых российских ученых – кандидатов наук (МК-1818.2022.2) «Динамика социального доверия российского общества к институту здравоохранения в условиях пандемии COVID-19».
Скачивания
Библиографические ссылки
Баранова Е.А. 2022. Институциональное доверие как ключевой фактор в реакции общества на пандемию. Russian Economic Bulletin, 5(4): 272–275.
Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., Медиум, 323 с.
Вялых Н.А. 2022. Феномен социального (не)доверия российского общества к институту здравоохранения в контексте пандемии COVID-19: когнитивные иллюзии и методологические проблемы. Вестник НГУЭУ, 2: 178–193. DOI 10.34020/2073-6495-2022-2-178-193.
Вялых Н.А., Беспалова А.А., Зарбалиев В.З. 2022. Факторы и проблемы социологического измерения доверия российского общества к системе здравоохранения в период пандемии COVID-19. Векторы благополучия: экономика и социум, 1(44): 129–144. DOI 10.18799/26584956/2022/1/1150.
Вялых Н.А., Беспалова А.А., Зарбалиев В.З. 2023. Социальное доверие и недоверие в сфере российского здравоохранения в период пандемии COVID-19: теоретико-методологические подходы и источники негативизации. Caucasian Science Bridge, 3(17): 12–20. DOI 10.18522/2658-5820.2022.3.1.
Глушко И.В., Зуева Т.М. 2018. Доверие как ресурс изменения социальных практик и институтов современного российского общества. Историческая и социально-образовательная мысль, 10(2-2): 72–77. DOI 10.17748/2075-9908-2018-10-2/2-72-77.
Крестьянинова О.Г. 2019. Медицинский туризм: сущность и перспективы развития. Технико-технологические проблемы сервиса, 3(49): 66–69.
Лядова А.В. 2021. Социальные факторы здоровья в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология, 27(4): 134–156. DOI 10.24290/1029-3736-2021-27-4-134-156.
Макушева М.О., Нестик Т.А. 2020. Социально-психологические предпосылки и эффекты доверия социальным институтам в условиях пандемии. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены, 6: 427–447. DOI 10.14515/monitoring.2020.6.1770.
Сачкова М.Е., Семенова Л.Э. 2022. Образ врача и доверие к себе и другим у студентов в период пандемии COVID-19. Вестник психотерапии, 83(88): 49–61. DOI 10.25016/2782-652X-2022-0-83-49-6.
Тартаковская И.Н. 2021. Доверие перед лицом пандемии: в поисках точки опоры. Социологический журнал, 27(2): 68–89. DOI 10.19181/socjour.2021.27.2.8087.
Трапезникова Д.С., Гордеева С.С. 2022. Социальное конструирование здоровья и болезни. Социальные и гуманитарные науки: теория и практика, 1(6): 117–124.
Умерова А.Р., Каштанова О.А., Новосельцева Т.В. 2010. Некоторые аспекты самолечения. Астраханский медицинский журнал, 5(1): 123–127.
Федотова В.Г. 2021. Пандемия COVID-19 в 2021 году: проблемы доверия. Знание. Понимание. Умение, 4. DOI: 10.17805/zpu.2021.4.9.
Финкельштейн И.Е. 2021. Правила принятия терапевтических решений хроническими больными. Laboratorium: журнал социальных исследований, 13(2): 267–291. DOI 10.25285/2078-1938-2021-13-2-267-291.
Финкельштейн И.Е. 2022. Культурные (медицинские) представления хронических больных в период пандемии COVID-19: механизмы работы и формирования культурного знания в ситуации неопределенности. Семиотические исследования, 2(3): 110–118. DOI 10.18287/2782-2966-2022-2-3-110-118.
Шакирова А.Ф., Селянцева А.А. 2022. Изучение уровня комплаентности у амбулаторных пациентов. Архитектура здоровья, 1: 42–46.
Banerjee S., Nath S.S., Dey N., Eto H, 2015. Global Medical Tourism: A Review. In: New Business Opportunities in the Growing E-Tourism Industry. IGI Global, 114–131. DOI 10.4018/978-1-4666-8577-2.ch007.
Belfrage S., Helgesson G., Lynøe N. 2022. Trust and digital privacy in healthcare: a cross-sectional descriptive study of trust and attitudes towards uses of electronic health data among the general public in Sweden. BMC Medical Ethics, 23(19). DOI 10.1186/s12910-022-00758-z.
Bourdieu P. 1986. The Forms of Capital / trans. Richard Nice, chapter 9 in John G. Richardson (ed.). Handbook of Theory and Research for the Sociology of Education. Greenwood Press: Westport, CN, 241–258.
Hong Z., Deng Z., Zhang W. 2019. Examining factors affecting patients trust in online healthcare services in China: the moderating role of the purpose of use. Health Informatics Journal, 25(4): 1647–1660.
Jabeen F., Hamid Z., Akhunzada A., Abdul W., Ghouzali S. 2018. Trust and reputation management in healthcare systems: taxonomy, requirements and open issues. IEEE Access, 6: 17246–17263.
Lee S. 2022. Subjective well-being and mental health during the pandemic outbreak: exploring the role of institutional trust. Research on Aging, 44(1): 10–21.
Просмотров аннотации: 113
Поделиться
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Copyright (c) 2023 NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.