Религия и философия: возможность синтеза (С. Кьеркегор и П. Флоренский)

Авторы

  • Тихон Викторович Спирин Волгоградский государственный университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-383-395

Ключевые слова:

религия, философия, синтез, свобода, культ, герменевтика, европейская философия, русская философия, аналитическая философия

Аннотация

Понимание истоков, развития и современного состояния философии показывает неоднозначность проблемы взаимодействия философии и религии, далеко выходящей за пределы привычного противопоставления «теизм – атеизм». В настоящей статье рассматривается вопрос
о возможности синтеза философии и религии в контексте европейской философии и христианства. Показано проведенное С. Кьеркегором противопоставление философии свободы и философии разума, причем философия свободы веры, осмысливаемая поначалу исключительно в логических категориях, доходит до предела, становится парадоксом наличного существования. Аргументировано, что, согласно философии П.А. Флоренского, все, в том числе философия, исходит из культа, а культ содержится в религии; следовательно, синтез религии и философии не столько возможен, сколько необходим, а модус возможного относится, наоборот, к их разъединению. Сделан вывод, что религия как носитель культа может находиться в составе философской системы, построенной на атеистической основе, либо как рудимент, либо как центр, соединяющий совершенно различные культурные практики.

Биография автора

Тихон Викторович Спирин, Волгоградский государственный университет

аспирант кафедры философии и теории права, Волгоградский государственный университет,
г. Волгоград, Россия

Библиографические ссылки

Аналитический теист: антология Алвина Плантинги. 2014. Сост. Джеймс Ф. Сеннет. Науч. ред. В. К. Шохин. М., ЯСК, 568 с.

Андроник (Трубачев А. С.). 1998. Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского. Томск, Водолей, Издание А. Сотникова, 192 с.

Бибихин В. В. 1992. Философия и религия. Вопросы философии, 7: 34–45.

Бушуева Т. С. 2006. Философия науки А. Н. Уайтхеда. Екатеринбург, Банк культурной информации, 96 с.

Гадамер Х.-Г. 1998. Истина и метод. М., Прогресс, 704 с.

Дюркгейм Э. 2018. Элементарные формы религиозной жизни. М., Элементарные формы, 808 с.

Кьеркегор С. 2022. Понятие страха. М., Академический проект, 217 с.

Кьеркегор С. 2021. Страх и трепет. М., Академический проект, 154 с.

Лосев А. Ф. 2018. Диалектика мифа. СПб., Азбука, 320 с.

Макинтайр А. 2022. После добродетели. М., Канон-Плюс, 368 с.

Платон. 1993. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. М., Мысль, 528 с.

Прокл. 2001. Платоновская теология. СПб., РХГИ, Летний сад, 624 с.

Пылаев М. А. 2017. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М., РГГУ, 222 с.

Реале Д. Антисери Д. 1997. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. СПб., Петрополис, 336 с.

Рикер П. 2008. Конфликт интерпретаций. М., Академический Проект, 695 с.

Флоренский П. А. 2003. Столп и утверждение истины. М., АСТ, 634 с.

Флоренский П. А. 2018. Философия культа. М., Академический проект, 685 с.

Хайдеггер М. 2007. Ницше. Т. 2. СПб., Владимир Даль, 456 с.

Хайдеггер М. 2012. Феноменологические интерпретации Аристотеля. СПб., Гуманитарная Академия, 224 с.

Шлейермахер Ф. 2004. Герменевтика. СПб., Европейский Дом, 242 с.

Whitehead A. N.1978. Process and reality an essay in cosmology Gifford lectures delivered in the university of Edinburgh during the session 1927-28. New York, The Free Press a division of Macmillan Publishing CO, 398 p.


Просмотров аннотации: 50

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Спирин, Т. В. (2023). Религия и философия: возможность синтеза (С. Кьеркегор и П. Флоренский). NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2), 383-395. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-383-395

Выпуск

Раздел

Религиоведение и государственно-конфессиональные отношения