Кинорепрезентация жестокости: жанровые конвенции и зрительская интерпретация

Авторы

  • Ирина Андреевна Кочук Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Евгений Александрович Кожемякин Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-359-373

Ключевые слова:

кинорепрезентация, жестокость, жанр кино, семиотика кино

Аннотация

Несмотря на обилие сюжетов и жанровое разнообразие в современном игровом кинематографе, образы жестокости присутствуют как в большинстве блокбастеров для стимулирования публики яркими эффектами, так и в авторском кино – как способ поиска оригинальных эстетических решений. Целью данного исследования является выявление закономерностей между спецификой репрезентации образов жестокости, с одной стороны, и рецепцией и интерпретацией киносцен зрителями – с другой. Мультимодальность кинотекста определяет использование различных методов – семиотического, видеоокулографического и опросного. В ходе исследования было установлено, что интерпретация жестокости зависит от жанровых конвенций и знания зрителем субкода киноязыка жанровых конструктов. Рассмотрение вопроса киножестокости в таких жанрах, как боевик, комедия, драма, триллер, ужасы позволяет сформулировать базовые правила интерпретации кинотекстов, что значимо как в контексте изучения массовой культуры, так и для практической выработки эффективной коммуникации посредством кинематографа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ирина Андреевна Кочук, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

магистрант кафедры коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Евгений Александрович Кожемякин, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой коммуникативистики, рекламы и связей с общественностью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
г. Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Список источников:

Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021)". О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/2857876 30b41d4963964c4c89fada1196a65cf3e/.

Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/07194a696bee4a97dd25ff31550a995809e343c6/.

Список литературы:

Алексеева Е. А., Некурящих И.И. 2016. К вопросу о криминогенном потенциале насилия в кинематографе и его влиянии на уровень агрессии

несовершеннолетних. Вестник Курганского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 1(40): 33–36.

Антипов М.А. 2021. Репрезентации смерти в кинохорроре. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 46(2): 298–307. DOI 10.52575/2712-746X-2021-46-2-310-320

Артемьева О.Э. 2010. Эволюция эстетической модели жанра «хоррор» в американском кино: автореф. дис. ... канд. искусствоведения. М., 22 с.

Базен А. 1972. Что такое кино? М., Искусство, 382 с.

Березуева А.Э. 2010. Коммуникативный портрет главного героя кинотекстов жанра «Боевик». Известия ВГПУ, 2: 67–71.

Борисов С.Н. 2013. Практики насилия в культуре (философско-антропологическая рефлексия): автореф. дис.… д-ра филос. н. Белгород, 47 с.

Вострикова Е.Ю., Спутницкая Н.Ю. 2018. 40 лет насилия: мониторинг кинопериодики. Телекинет, 3(4): 36–72.

Жижек С. 2010. О насилии М., Европа, 184 с.

Ионов А.Ю. 2016. Found footage: расширение границ реального в жанре хоррор. Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение, 1: 34–43.

Кожемякин Е.А., Манохин Д.К. 2013. Семиотические аспекты массовой культуры. Культура и текст, 1(14): 115–131.

Компаниец В.С., Лызь А.Е. 2017. Эргодизайн пользовательского интерфейса: методы юзабилити-исследований. Инженерный вестник Дона, 3(46): 56–63.

Кочук И.А. 2022. Методология мультимодального исследования репрезентации жестокости

в кинематографе. Современный дискурс-анализ, 1(29): 32–41.

Кракауэр З. 1974. Природа фильма. Реабилитация физической реальности М., Искусство, 424 с.

Лотман Ю.М. 1973. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, Ээсти Раамат, 56 с.

Манохин Д.К. 2019. Теоретико-методологические проблемы киноведческого дискурса: семиотические заметки. Современный дискурс-анализ, 3(24): 24–30.

Столетов А.И. 2019. Социально-философский анализ насилия в современном кинематографе. В кн.: Диалоги о культуре и искусстве: материалы VIII Всероссийской научно–практической конференции (с международным участием) (Пермь, 18–20 октября 2018 года). Пермь, Пермский государственный институт культуры: 402–408.

Тарасов К.А. 1997. Насилие в кино: притяжение и отталкивание. Испытание конкуренцией. М., Научно-исследовательский ин-т киноискусства: 74–97.

Тропина И.Г. 2012. Экранное насилие и способы его эстетизации в современной культуре: автореф. дис. … канд. филос. наук. Волгоград.

Тяжлов Я.И. 2016. Медиапросветительский потенциал кинокритики в современных российских средствах массовой коммуникации: дис. … канд. фил. наук. Белгород, 256 с.

Федоров А.В. 2001. Насилие на экране и российская молодежь. Вестник Российского гуманитарного научного фонда,1: 131–145.

Федоров А.В. 2009. Отношение школьных учителей к проблеме насилия на экране. Мир образования – образование в мире, 1(33): 162–175.

Эйзенштейн С.М. 2021. За кадром. Ключевые работы по теории кино. М., Гаудеамус, 680 с.

Юренев Р.Н. 1983. Чудесное окно: крат. история мирового кино. М., Просвещение, 287 с.

Altman A. 1984. Semantic/Syntactic Approach to Film Genre. Cinema Journal, 23(3): 6–18.

Federman J. (Ed.) 1998. National Television Violence Study. Santa Barbara: University of California, Center for Communication and Social Policy, Vol. 2, 53 p.

Horsley J. 1999. The Blood Poets: A Cinema of Savagery 1958–1999. V. 1. Lanham and London: The Scarecrow Press, Inc., 322 p.


Просмотров аннотации: 158

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Кочук, И. А., & Кожемякин, Е. А. (2023). Кинорепрезентация жестокости: жанровые конвенции и зрительская интерпретация. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2), 359-373. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-359-373

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество. Нравственность