Смыслы понятия «свобода» в идеальном государстве Платона

Авторы

  • Роман Анатольевич Ивашина Белгородский государственный национальный исследовательский университет
  • Сергей Сергеевич Почепцов Белгородский государственный национальный исследовательский университет

DOI:

https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-352-358

Ключевые слова:

свобода, справедливость, ограничения, идеальное государство, законы, социум

Аннотация

Тема свободы человека никогда не теряла актуальности. Философы разных эпох размышляли и предлагали проекты устройства жизни социума, где создавались бы максимальные условия для удобной жизни человека и всего социума. В то же время социум – настолько сложная структура, что чрезмерные свободы в одной сфере становятся следствием ущемления и даже уничтожения свободы в других сферах. В этом и заключается сложность поиска баланса между свободой и ее ограничением, для создания наилучшего варианта устройства жизни общества. Платон предлагает свое идеальное государство, где, по его мнению, создается наилучший баланс между ограничениями и свободой. Что ограничения в устройстве социума (идеальном государстве) оставляют свободе? Можно ли вообще говорить о ее наличии? – это предмет не только для исследования, но и для дискуссий. В исследовании показано, что по Платону несвобода одних людей является залогом свободы других, что по мнению античного философа вполне допустимо для существования «идеального» государства.

Биографии авторов

Роман Анатольевич Ивашина, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

старший преподаватель кафедры философии и теологии, Институт общественных наук и массовых коммуникаций, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Белгород, Россия

Сергей Сергеевич Почепцов, Белгородский государственный национальный исследовательский университет

доцент кафедры философии и теологии, Белгородский государственный национальный исследовательский университет,
Белгород, Россия

Библиографические ссылки

Апресян Р.Г. 2001. Свобода. В кн.: Новая философская энциклопедия. Т. 3. М., Мысль, 501 с.

Асмус В.Ф. 2005. Античная философия. 3-е изд. М., Высш. Шк., 188 с.

Богомолов А.С. 1985. Античная философия. М., Изд-во Моск. Ун-та, 185 с.

Бородай Т.Ю. 2008. Государство. В кн.: Античная философия: Энциклопедический словарь. М., Прогресс – Традиция, 287 с.

Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. 2014. Платон: Миф и реальность. М., «Молодая гвардия», 306 с.

Можейко М.А. 2002. Свобода. В кн.: Всемирная энциклопедия. Философия. XX век. М., АСТ, Харвест, Современный литератор, 976 с.

Нерсесянц В.С. 1979. Политические учения древней Греции. М., Наука, 148 с.

Новгородцев П.И. 2011. Политические идеалы Древнего и Нового мира. Изд. 2-е. М., КРАСАНДР, 185 с.

Остроумов М. 1880. Обзор философских учений. Для духовных семинарий. М., Типография Э. Лисснер и Ю. Роман, на Арбате, дом Каринской, 179 с.

Платон. 2016. Полное собрание сочинений в одном томе. М., «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 1311 с.

Трубецкой Е.Н. 2011. Политические идеалы Платона и Аристотеля. – М., Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 105 с.

Уайтхед А. 1990. Избранные работы по философии. Пер. с англ. М., Прогресс: 448 с.

Чанышев А.Н. 1981. Курс лекций по древней философии. М., Высш. Школа, 374 с.


Просмотров аннотации: 153

Поделиться

Опубликован

2023-06-30

Как цитировать

Ивашина, Р. А., & Почепцов, С. С. (2023). Смыслы понятия «свобода» в идеальном государстве Платона. NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право, 48(2), 352-358. https://doi.org/10.52575/2712-746X-2023-48-2-352-358

Выпуск

Раздел

Человек. Культура. Общество. Нравственность

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)